Буддийский лама Оле Нидал начал очередной зимний тур по России
 
 
 
Буддийский лама Оле Нидал начал очередной зимний тур по России
Russian Look

Лама Оле Нидал, являющийся одним из видных учителей буддизма школы Карма Кагью, приехал в Россию с очередным зимним туром.

Вместе с группой, насчитывающей 300 буддистов из 29 стран мира, он побывает в шести городах Российской Федерации, преодолев 10 452 км по Транссибирской магистрали. В программе тура - посещение главного бурятского праздника Сагаалган в Улан-Удэ, визит в центры медитации и места паломничества буддистов, участие в Международном фестивале "Буддизм.ru", публичные лекции и автограф-сессии. В поездке принимают участие последователи буддизма из России, Украины, Белоруссии, а также Австралии, Австрии, Англии, Болгарии, Венгрии, Венесуэлы, Германии, Голландии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Мексики, Польши, Словакии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, Чехии, Швейцарии, сообщается в пресс-релизе организаторов тура, поступившем в редакцию NEWSru.com.

18-19 января лама Оле Нидал стал почетным гостем Пятого Международного фестиваля "Буддизм.ru", открывшегося в Санкт-Петербурге. Там он выступил с публичной лекцией. Посетители фестиваля имели возможность увидеть фильмы, посвященные древней религии, познакомились с выставкой произведений буддийского искусства, приняли участие в мастер-классах и медитационных сессиях. Участники тура посетили Эрмитаж, где в прошлом году после долгого перерыва открылась постоянно действующая экспозиция "Культура и искусство Центральной Азии", а также побывали в дацане, построенном в Северной столице в 1915 году.

Следующим пунктом зимнего тура стала Москва, где 20 января лама Оле выступил с лекцией "Буддизм в современном мире". Помимо двух столиц, в программе тура - посещение Самары (22-23.01.2014), Омска (25-26.01.2014), Томска (27-29.01.2014), Улан-Уде (31.01-1.02) и Владивостока (5-9.02.2014). Во всех этих городах пройдут публичные лекции и автограф-сессии Оле Нидала, посвященные выходу его новой книги "Освобождающая медитация: Взгляд - Медитация - Действие", подготовленной издательством "Эксмо".

Особым пунктом программы зимнего тура станет посещение столицы Бурятии Улан-Удэ, где участники поездки 31 января встретят Сагаалган - праздник Белого месяца, или буддийский Новый год, традиционно отмечаемый в республике. Сагаалган имеет многовековую традицию, он тесно связан с буддийским мировоззрением. Перед наступлением Нового года совершается особый ритуал очищения - Дугжууба. Во время этого ритуала разжигается костер, в котором сжигается все негативное. Накануне буряты готовятся к празднику, избавляясь от всего сора. Круглосуточно в дни Нового года в дацанах совершаются торжественные службы - хуралы, а также обряд запуска "коней ветра удачи". Их изображения привязывают к дереву или на крыше дома, чтобы они развевались на ветру, что, как верят буддисты, должно принести здоровье, счастье и достаток для всех живых существ. В буддизме считается, что каждое существо может достичь просветления, полностью раскрыв свой внутренний потенциал. Первым это сделал Будда Шакьямуни. Он и дал путь, по которому может пройти каждый желающий, достигнув такого же результата.

Традиционной частью зимнего тура буддистов является визит в Иволгинский дацан, расположенный неподалеку от Улан-Удэ. В главном дацане Бурятии пребывает буддийская святыня - нетленное тело хамбо-ламы Итигэлова. Поклониться ему в дацан ежегодно устремляются тысячи паломников. Известно, что 15 июня 1927 года российский хамбо-лама оставил распоряжение, согласно которому его захоронение предписывалось открыть через много десятков лет. В 2002 году его тело достали из земли и обнаружили, что оно не подверглось распаду. Ученые, изучавшие феномен Итигэлова, сообщили, что характеристики тканей тела соответствуют свойствам тканей живого человека. Буддийские священнослужители считают, что хамбо-лама Итигэлов уже более 85 лет находится в состоянии глубокой медитации. Буддистам известно, что подобные явления имели место и ранее в Тибете, а также других буддийских странах.

История единственного в своем роде буддийского тура насчитывает свыше 20 лет. Традиция посещения России родилась из ежегодной поездки ламы Оле Нидала и его учеников в рамках мирового лекционного турне. Датчанин Оле Нидал - первый лама европейского происхождения. Он был учеником главы тибетской традиции Карма Кагью Кармапы XVI Рангджунга Ригпе Дордже. Мастер медитации и автор более десятка книг, ежегодно Лама Оле дважды огибает земной шар, выступая с лекциями и проводя курсы медитации.

По словам президента Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью Александра Койбагарова, "буддизм - не что иное, как путь познания и совершенствования ума". "В России, где буддизм является одной из четырех традиционных религий, у этой конфессии есть своя история и последователи. Совместное путешествие буддистов по огромной и прекрасной стране России, знакомство с духовным богатством ее народа, невероятный опыт посещения святынь и дацанов - это уникальный шанс прикоснуться к неотъемлемой части российской культуры", - подчеркивает Койбагаров.

Буддизм является одной из четырех традиционных для России религий. Его история уходит в глубокую древность, а в 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан официально. В России, согласно различным источникам, насчитывается около 1-1,5 миллиона последователей этой религии. Исконно буддийскими регионами России считаются Калмыкия, Бурятия и Тыва. Однако буддийское учение стало уже давно популярным и за их пределами. Веками буддийская культура развивалась на территории России. Наличие буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX - начале XX века в России сформировалась сильнейшая в мире востоковедческая научная школа.

В трудные 30-е годы XX века наступил период гонений на буддизм и буддологию как науку. Многие ламы и монахи погибли в лагерях ГУЛАГа, все храмы и монастыри были закрыты или разрушены. Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-60-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80-90-х годов. Были вновь открыты отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах. Одновременно в Бурятии, Калмыкии, Тыве стали восстанавливать уцелевшие буддийские храмы и ступы, а также открывать новые, создавать при монастырях учебные заведения, приглашать буддийских учителей из-за границы. Интерес к буддизму в широких слоях российского общества способствовал появлению буддийских центров для мирян практически во всех городах и регионах Российской Федерации.