Число мужчин среди прихожан православных храмов России растет, но им свойственная пассивность
 
 
 
Число мужчин среди прихожан православных храмов России растет, но им свойственная пассивность
Архив NEWSru.com

Преобладание женщин-прихожанок в российских православных храмах постепенно начало снижаться, утверждают научные сотрудники Института социально-политических исследований РАН Вячеслав Локосов и Юлия Синелина.

С 1992 по 2000 годы количество мужчин среди населения России, относящего себя к православным верующим, выросло с 29% до 40%, пишут ученые в статье "Религиозное состояние современного российского общества (социологические аспекты)", которая будет опубликована порталом "Интерфакс-Религия".

Исследования 2004-2006 годов демонстрируют, что мужчин появилось больше среди воцерковленных православных, а в группе невоцерковленных (называющих себя православными, но пассивных в плане церковной практики и участия в таинствах) мужчины составляют большинство.

В целом же, согласно данным опросов, мужчинам свойственна большая пассивность религиозного поведения по сравнению с женщинами.

Авторы исследования утверждают также, что с начала 1990-х число представителей молодежи выросло в группе воцерковленных респондентов и снизилось среди тех, кто относит себя к начинающим жить церковной жизнью.

Доля "церковного народа" (людей, в той или иной мере живущих церковной жизнью) составляет, вопреки расхожему мнению, не 4-6%, а около 30%.

Свои заключения ученые основывают на методике определения воцерковленности, разработанной социологом Валентиной Чесноковой. Методика предлагает пять признаков образа жизни воцерковленного человека: посещение храма, исповедь и причащение, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов.

Согласно этой методике и данным исследований за 2006 год, воцерковленных в России насчитывается около 10%, полувоцерковленных - 24%. Людей, которых можно было бы отнести к числу начинающих свой путь в Церковь, - 14%.

Ученые утверждают, что за последние десять лет православные в России стали чаще посещать храмы, читать церковные молитвы и более регулярно читать Евангелие, при этом доля причащающихся изменилась незначительно.

Выводы экспертов сделаны на основании данных всероссийских исследований фонда "Общественное мнение" за 1992, 2000, 2002 годы и всероссийских исследований ИСПИ РАН за 2004 и 2006 годы.