В выставочном отделе Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГосНИИР) на ул. Бурденко, 23, в Москве накануне открылась выставка, посвященная спасению уникальных монументальных росписей.
В экспозиции, подготовленной Отделом реставрации монументальной живописи института, представлены материалы, повествующие о реставрации фресок Спасской церкви поселка Морозовицы, что близ Великого Устюга, фотографии разрушающихся стенописей храмов и монастырей Владимира и Ростова Великого, документы, рассказывающие о процессе научной реставрации, а также живописные полотна, сообщает "Благовест-инфо".
"Сегодняшняя выставка посвящена очень важной проблеме – проблеме сохранения монументальных росписей в России. Это злободневная, больная проблема, ведь мы теряем ежегодно большое количество памятников монументальной живописи", - сказал, открывая экспозицию, директор ГосНИИР Александр Трезвов. По его словам, задача выставки также - показать пример научного подхода к спасению, реставрации и хранению для последующих поколений памятников монументальной живописи, а такие примеры, несмотря на спасенные фрески Андрея Рублева во Владимире, Звенигороде и в Ростове, Дионисия на Вологодчине, немногочисленны.
Руководитель выставочного отдела ГосНИИР Нина Зайцева, ссылаясь на слова министра культуры РФ Александра Авдеева, привела статистику: из существующих в России 92 тыс. памятников ежегодно погибает 200.
На выставке представлены четыре фрагмента росписей – три законченных, а один, самый большой, находится в процессе реставрации, сообщил руководитель Отдела монументальной живописи Константин Маслов. Он рассказал, как были спасены эти росписи. В 1990-е годы, во время работ по реставрации по государственной программе памятника федерального значения Троице-Гледенского собора в Вологодской области, реставраторы каждый день проходили от автобусной остановки мимо полуразрушенного приходского храма, в котором размещались механические мастерские. Впоследствии мастерские были выведены, и храм пустовал. Зайдя туда, реставраторы обнаружили под осыпающейся краской фрагменты росписей, датированных 1778 годом, и подпись известного устюжского художника Федора Шеина. В последующие годы продолжался процесс разрушения. Чтобы спасти росписи, было решено их снять. При содействии Великоустюжского музея-заповедника сотрудники Отдела реставрации монументальной живописи сняли росписи и привезли их в Москву. После окончания реставрации они вернутся в музей в Великом Устюге. Смысл работы еще в том, что, во-первых, "мы ввели в научный оборот новое имя, во-вторых, мы демонстрируем искусство научной реставрации", подчеркнул Маслов. Он указал на масштаб проблемы: в ходе работ на Гледени реставраторы обнаружили в окрестностях много разрушающихся храмов. Но даже если обратиться к "центру православия", продолжил Маслов, - в Ростове Великом и Владимире "можно увидеть то же самое". "Там все разрушалось с 1917 года, при советской власти. Потом эти храмы были переданы Церкви, и сейчас все в таком же состоянии, даже еще хуже", - подытожил реставратор.
На выставке представлены фотографии разрушающихся интерьеров храмов во Владимире и в Ростове Великом – собора Авраамиева монастыря, Богородице-Рождественского, Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря, церкви Исидора Блаженного, Спаса на Торгу, ныне переданных Русской православной церкви. По словам Маслова, попасть на территорию некоторых из них, чтобы произвести фотосъемку, ему удалось только после обращения к благочинному.
Нина Зайцева отметила, что борьба за памятники идет и в юридической сфере: "Господа от юриспруденции предлагают заменить термин "реставрация" на термин "реконструкция", что позволит найти множество лазеек для разрушения памятников уже другим способом. И потому тема сегодняшней выставки – спасение - "вечная тема". "Чтобы спасти росписи, нужно было их снять и перенести в Москву", - отметила она.
Александр Трезвов в заключение напомнил об обещании министра культуры ввести систему аттестации реставраторов. В декабре 2008 года, еще при жизни Саввы Ямщикова, впервые прозвучало это обещание. "Вот уже второй год нет Саввы. Что-то не получается, кому-то очень не хочется, чтобы все было под научным, профессиональным контролем, а не только под финансовым", - сказал директор ГосНИИР. По его словам, реставраторам в таком положении остается только "верить и надеяться".
Организаторы выставки отмечают, что спасению росписей Спасского храма помог случай: не окажись церковь поблизости от Троице-Гледенского монастыря, где работали реставраторы, стенопись всеми забытого храма была бы давно утрачена. И в связи с этим задают вопрос: почему пренебрежительное отношение к памятникам культуры стало обычным делом?
Один из участников открытия выставки, присутствовавший при снятии росписей в Спасском храме, рассказал, в каких условиях это делалось: в холод, сырость и дождь. "Эти люди совершили подвиг. Если бы не они, ничего этого бы не было", - заявил он.
Выставка продлится до 31 января.