Миссионерская деятельность угрожает культуре и традициям народов Севера
 
 
 
Миссионерская деятельность угрожает культуре и традициям народов Севера
Архив NEWSru.com

На стойбищах народов Тюменского Севера (хантов, манси, коми, ненцев и других) все чаще появляются миссионеры различных религиозных организаций: адвентисты Седьмого Дня, свидетели Иеговы и пятидесятники.

"Агитаторы" не понаслышке знакомы с финно-угорскими этносами. Кроме отечественных, встречаются миссионеры из Прибалтики и Финляндии. Они тонко чувствуют психологию малочисленных народов Севера. Приезжают, как правило, на "Буранах", проповедуют свою веру через простые задушевные беседы, пение под гитару. Аборигены рады любым гостям и относятся к миссионерам весьма доверительно. В результате среди малочисленных народов Севера растет количество иеговистов, пятидесятников и представителей других верований. Впервые эти явления были отмечены в 2001 году, но тогда они не приобрели массового размаха. Наиболее часты визиты миссионеров в Белоярский, Сургутский и Нижневартовский районы Ханты-Мансийского округа. Практически повсеместно, за исключением труднодоступных мест, это явление встречается в Ямало-Ненецком автономном округе, сообщает сегодня "УралПолит.Ru".

Сотни лет идолы, святилища и прочие языческие атрибуты мирно соседствовали с православными иконами и крестами. При советской власти наличие комсомольского билета не исключало участия в жертвоприношениях. Однако, как отмечает издание, сейчас новые миссионеры настроены куда более радикально: священные нарты ломают и растаскивают, идолов выдергивают из земли и сжигают.

"Почти тысячу лет назад началась христианизация хантов и манси. Она дала этим народам базисные арифметические знания и навыки чтения, в Сибирь пришли новые технологии, которые облегчили жизнь местного населения. Причем православие не искореняло местных традиций, а уважало их. Сейчас ни адвентисты, ни пятидесятники, ни иеговисты не несут ничего нового. Неофиты отрываются от своих корней, более того, начинают происходить вещи, которые не имели место ранее: в национальных поселениях процветают крайние формы неуважения старших", – сообщила "УралПолит.Ru" советник губернатора Югры по делам религий Галина Выдрина.

С 1993 года регулярно раз в три года проводится анализ ситуации, фиксируется, как изменяются религиозные представления среди представителей малочисленных народов Севера. Эта работа стала проводиться после волны активной деятельности сект, которая накрыла Север в начале 90-х годов ХХ века. Как заявил заместитель начальника управления департамента информации Ямало-Ненецкого округа Алексей Ардышев, работа по мониторингу изменений религиозных настроений на Ямале ведется. "Другое дело, что мы не можем препятствовать миссионерской деятельности различных религиозных организаций. Если они не нарушают закон, мы не имеем права вмешиваться", – заявил Алексей Ардышев.

Как считают местные власти, экспансия проповедников с Запада ухудшает и без того драматичную ситуацию, которая сложилась вокруг сохранения культурного наследия народов Севера. Уже сейчас практикующие шаманы, которые в совершенстве знают свои традиции, исчисляются единицами. Их число постоянно уменьшается. Все большее число молодых людей совершенно не понимают своего родного языка, а пользуются только русским. "Наша задача заключается в том, чтобы как можно больше успеть зафиксировать предметов материальной и явлений духовной культуры народов Севера. С каждым годом сделать это становится все труднее, традиции забываются, умирают их носители, наши "информаторы" – представители старшего поколения хантов, манси, ненцев и других народов Тюменского Севера. Есть опасения, что в течение жизни одного поколения их культура изменится до неузнаваемости", – заявил "УралПолит.Ru" сотрудник историко-культурного научно-производственного центра "Барсова гора", этнограф Алексей Рудь.

Сейчас прихожане православных приходов и активисты организаций национального возрождения Югры ездят по стойбищам, беседуют с новообращенными, рассказывают о том, что веками у хантов и манси менталитет строился на основе двоеверия и взаимовыручки. Они пытаются укрепить семейные устои, традиции, завязывают дружеские отношения, оказывают помощь в насущных делах. В ЯНАО реализуются и разрабатываются новые программы по поддержке традиционных ремесел и изучению родного языка.