Глава кремлевской администрации Сергей Иванов, возвращавшийся домой из Стокгольма с международной конференции по предотвращению глобальных конфликтов, дал интервью четырем российским изданиям - "Российской газете", "Комсомольской правде", РБК daily и "Газете.Ru". Журналисты подняли самые актуальные вопросы последнего времени, и, хотя "уставший, как собака", по его собственному выражению, Иванов давал более-менее лаконичные ответы, многие звучали не по-протокольному, а некоторые и вовсе превратились в "признания".
Не в последнюю очередь прозвучал вопрос о диалоге власти с оппозицией, особенно в свете недавнего заявления Иванова о том, что оппозиция в России существует в двух частях, и с одной можно вести диалог, а с другой нет.
- О возвращении Суркова и работе Голиковой
- О "лживых" декларациях чиновников
- О выборах-2018 и разговорах с Путиным
- О любви и коварстве
Он признался, что "был немножко удивлен" высоким процентом Алексея Навального на выборах мэра Москвы (набрал почти 30% голосов), но, как подчеркнул глава администрации, "это все относительно, это все условно". Нашлось у него и простое объяснение рекордно низкой явке избирателей 8 сентября: это признак "здорового состояния общества": "В спокойные времена в любой стране на муниципальные выборы ходит от силы 15% населения. Какой нормальный человек пойдет голосовать, если его в целом все более-менее устраивает?"
Конкретно на московских выборах Навальный "очень эффективно мобилизовал свой и вообще протестный электорат". А Сергей Собянин и власть в его лице свой электорат фактически не мобилизовала, и это не ошибка: "Когда они довольны, зачем буду тратить выходные на голосование?"
Несмотря на полученный Навальным высокий результат, Иванов не захотел признавать его консолидированным лидером оппозиции. По мнению руководителя администрации президента, у власти нет никаких оснований приглашать этого политика на какие-либо руководящие посты: "Для этого надо доказать, что ты можешь что-то сделать. А для начала надо что-то выиграть".
Вот Евгений Ройзман - это оппозиционер другой категории, он выиграл выборы мэра Екатеринбурга. Но, как тут же заметил Иванов, "мэр - председатель горсовета, который полностью зависит от областной думы, где большинство - из "Единой России".
Говоря о Москве, Иванов допустил такое высказывание, которое, вероятно, более всего запомнилось читателям этого интервью. "Житель Москвы - понятие условное. Что такое жители Москвы? Это дворники, водители, офисный планктон, журналисты, - рассудил Иванов. - Чиновники, согласен. Сфера обслуживания, торговля. В крайнем случае, блогеры. Есть такая специальность. Что эта 15–20-миллионная масса производит? Ровным счетом ничего. Интеллектуальную собственность? Вопрос сомнительный. Возьмите Новосибирск, там производят высокотехнологичную продукцию, самолеты, сборки для атомных реакторов, которые покупают во всем мире. Там производят продукцию, с которой платятся налоги. А что производят в Москве, я не понимаю".
О возвращении Суркова и работе Голиковой
Еще один из сюжетов последнего времени, неизменно вызывающий любопытство, - возвращение Владислава Суркова в Кремль. Как рассказал Иванов, этот вопрос решился "примерно месяц назад" (то есть, надо полагать, в конце августа - начале сентября. - Прим. NEWSru.com).
Если вспомнить, то слух о назначении Суркова помощником президента прошел еще 20 августа, но тогда политик все опроверг. Затем, уже в начале сентября телеканал "Дождь" сообщил, на какую именно позицию вернется Сурков - займет место Татьяны Голиковой. Однако лишь 20 сентября было официально объявлено о назначении.
По словам Иванова, Сурков отказался от других позиций в администрации, которые ему предлагались, в частности, во внешнеполитической сфере.
На вопрос, остались ли в Кремле довольны работой Голиковой, которая курировала социально-экономическое сотрудничество с СНГ, Абхазией и Южной Осетией, глава администрации сказал: "Не секрет, что мы тратим миллиарды на поддержку Абхазии и Южной Осетии. И мы хотим, чтобы за каждый рубль был ответ, куда это пошло и зачем. Такой ответ есть. Голикова за каждую копейку горло перегрызет".
О "лживых" декларациях чиновников
Журналисты не могли не спросить главу кремлевской администрации о декларациях высокопоставленных чиновников, в которых, как в начале сентября объявил сам Сергей Иванов, оказались недостоверные сведения. Имен он тогда не назвал, хотя и намекнул, что среди этих людей есть представители силовых ведомств.
Есть, по словам Иванова, доказанные случаи, когда чиновники заведомо обманывали, но таких случаев немного: "на пальцах одной руки". "Большинство не жулики и не воры", - заверил собеседник, пояснив, что в Кремле проверяют очень узкий круг людей, а остальной "миллион чиновников" проверяют другие комиссии. Подробности появятся в конце октября, когда президент проведет совет по противодействию коррупции. При этом "нельзя устраивать охоту на ведьм", подчеркнул Иванов: "Так можно до маразма дойти".
О выборах-2018 и разговорах с Путиным
Вопрос о личной карьере Сергей Иванов встретил удивленным восклицанием: "О личной карьере?! У меня давно нет карьеры. Она закончилась". Аккуратно обойдя тему своего возможного выдвижения в президенты России в 2018 году, глава администрации выразил мнение, что серьезно рассуждать об этих выборах "без кремленологии нет никаких оснований". "В СССР была такая наука - кремленология, - напомнил он. - Считаю ее лженаукой, но не возражаю, если вы назовете ее наукой. В советское время кремленологи делали выводы по тому, кто в каком порядке стоял на Мавзолее. По большому счету ничего не изменилось".
Он попытался убедить журналистов, что ни он сам, ни кто-либо другой в администрации "не заморачивается сейчас вопросами о том, кто будет президентом России аж в 2018 году".
При этом Иванов не сразу ответил на вопрос, кого в России можно назвать "лицом номер два в политике" ("лицо номер один" - это, по умолчанию, глава государства Владимир Путин. - Прим. ред.). "Второго лица" просто нет, предположил Иванов через паузу и скептически уточнил: "Это что, космонавт-дублер?"
По словам руководителя администрации, чаще всего он говорит с президентом "о текучке и о будущем, но не таком далеком" (как 2018 год. - Прим. ред.). И неожиданно продолжил: "Иногда говорим о шведском языке. Президент знает хорошо немецкий, а я английский. А шведский ровно посередине; он говорит какую-то фразу, а я отвечаю: по-шведски точно так же. Хоть он и не филолог, но языкознание и языки любит".
Собственных увлечений у Сергея Иванова оказалось три: "баскетбол, леопарды и балеты Эйфмана". Порассуждав на тему спорта, к слову, более охотно и развернуто, чем на предыдущие темы, собеседник поделился своими философскими и житейскими взглядами: "С возрастом приходишь к печальному выводу, что с котами и собаками комфортней, чем с иными людьми. Я вообще люблю природу. Но я не гринписовец, гринписовцев я не люблю". (Прим. NEWSru.com: это прозвучало как признание "особого назначения" на фоне ситуации с арестом активистов Greenpeace, протестовавших против нефтедобычи "Газпрома" в Арктике).
"Почему я люблю леопардов, как баскетбол и балет? Потому, что они объединяют в себе все это: грацию, ум, прыгучесть и коварство. Не буду отрицать, сам иногда бываю коварен", - поделился Иванов в конце беседы.
Из интервью можно также узнать, какие потери ждут Украину, которая предпочла Евросоюз Таможенному союзу, каковы перспективы "потепления" между Россией и США, что происходит в Сирии и вокруг нее и, наконец, что собой представляют жители Москвы.