Член Совета Федерации, заместитель председатель комитета СФ по правовым вопросам Алексей Клишин выступил с инициативой применить к лидерам Грузии полную систему мер международного правового преследования, не ограничиваясь её отдельными направлениями, передает Regnum, ссылаясь на заявление сенатора. Там, в частности, отмечено, что существует законная возможность привлечения виновных в смерти российских миротворцев и российских граждан в Южной Осетии к уголовной ответственности в соответствии с внутренним законодательством Российской Федерации, а также объявления их в международный розыск.
- Грузия призналась, что бросала на Южную Осетию кассетные бомбы
Клишин отметил, что "в соответствии с Уголовным кодексом РФ Следственный комитет при прокуратуре РФ возбудил по факту убийства граждан России в Южной Осетии уголовное дело по статье 357 УК РФ "геноцид". Ранее было возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства российских военнослужаших, а также уголовное дело по ч. 2 ст. 105 УК РФ "убийство двух или более лиц общеопасным способом".
Уголовное законодательство РФ позволяет следственным органам возбудить уголовные дела в отношении грузинских официальных лиц, несмотря на то, что преступления в отношении российских граждан были совершены не на территории РФ, полагает сенатор. При этом он обращает внимание, что если подозреваемый скрылся от предварительного следствия, то его можно объявить в федеральный розыск, а потом и в международный.
Также, считает Клишин, Россия вправе направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством, а если договора нет, то российский генпрокурор может пообещать выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ.
Международные договоры, на основании которых РФ может потребовать выдачи официальных лиц Грузии
Сенатор Алексей Клишин в своем заявлении перечисляет международные нормативные акты и договоры, нас основании которых Российская Федерация может потребовать выдачи находящихся на территории иностранных государств официальных лиц Грузии, в отношении которых ведется следствие, судебное разбирательство или вынесен приговор:
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (принята государствами-участниками СНГ 22 января в Минскt, участниками являются все страны СНГ, в том числе и Россия, и до сих пор Грузия). Согласно этому документу, государства-участники Конвенции обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение;
- Европейская конвенция о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 года), согласно которой практически все европейские страны, включая Россию и Грузию, обязались выдавать друг другу всех лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей стороны осуществляют судопроизводство в связи с каким-либо преступлением или которые разыскиваются указанными органами для приведения в исполнение приговора или постановления об аресте;
- Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Грузией, Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств.
Сенатор отмечает, что, как правило, в международных договорах устанавливается, что выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые являются наказуемыми как по законам РФ, так и государства, к которому направлен запрос и подразумевающие наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое.
Таким образом, любое лицо, совершившее преступление, направленное против интересов России либо ее гражданина может быть привлечено к уголовной ответственности и РФ имеет право добиваться его выдачи с использованием существующих международных соглашений, еще раз подчеркивает Алексей Клишин.
Кроме того, действует аналогичная российской судебно-правовая система Южной Осетии, ныне признанной в соответствии с указом президента России суверенным государством, отмечает сенатор-юрист. Поэтому пострадавшие из-за действий грузинских военных также могут обращаться с подобными заявлениями в соответствующие судебные органы республики Южная Осетия.
Стоит отметить, что на саммите Евросоюза, который завершился в понедельник в Брюсселе, Грузию представляли премьер-министр Ладо Гургенидзе, министр иностранных дел Эка Ткешелашвили и госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили.
В минувшую пятницу министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер заявил, что Грузия не будет участвовать в экстренном саммите ЕС. "Это саммит Европейского союза, а Грузия не член ЕС", - заметил глава французской дипломатии. Ранее председательствующая в Евросоюзе Франция заблокировала инициативу Польши и стран Балтии пригласить президента Грузии Михаила Саакашвили на саммит.
27 августа Саакашвили дал весьма эмоциональное интервью немецкому таблоиду Bild, в котором выразил свое видение конфликта в Южной Осетии и его последствий. Президент признался, что не ожидал такого размаха военных действий и очень сильно занервничал и до сих пор нервничает, но не боится.
В нем Саакашвили рассказал, что на саммите ЕС 1 сентября не появится, поскольку, если покинет Грузию, "русские перекроют наше воздушное пространство и воспрепятствуют моему возвращению в страну".
Таким образом, можно резюмировать, что Саакашвили было чего опасаться – в соответствии с заявлением российского сенатора, Россия не только могла перекрыть воздушное пространство, но и направить в Евросоюз запрос о его выдаче. Сообщений о возможном объявлении в розыск остальных участников саммита от Грузии пока не приходило.