Как на процессе заявил Ходорковский, если следовать версии обвинения по второму уголовному делу в отношении него и Лебедева, то соучастниками преступления являются силовые ведомства РФ, закупавшие нефтепродукты у компании
 
 
 
Как на процессе заявил Ходорковский, если следовать версии обвинения по второму уголовному делу в отношении него и Лебедева, то соучастниками преступления являются силовые ведомства РФ, закупавшие нефтепродукты у компании
svobodanews.ru

В четверг продолжился суд по второму уголовному делу бывшего главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. По итогам заседания в слушаниях объявлен перерыв до 6 апреля.

Как на процессе заявил Ходорковский, если следовать версии обвинения по второму уголовному делу в отношении него и Лебедева, то соучастниками преступления являются силовые ведомства РФ, закупавшие нефтепродукты у компании. Ранее Ходорковский и Лебедев хотели видеть на суде вице-премьера Алексея Кудрина, экс-президента Владимира Путина и экс-главу ФСБ Николая Патрушева.

Как передает "Интерфакс", в ходе рассмотрения дела по существу адвокаты Ходорковского и Лебедева заявили несколько ходатайств, и как минимум одно из них было удовлетворено. Первое ходатайство касалось истребования договоров о поставках нефти и нефтепродуктов различным ведомствам РФ.

- Кого из высокопоставленных лиц хочет видеть в суде защита Ходорковского и почему

В этой связи Ходорковский отметил, что защита просит истребовать договоры "о поставках нефти и нефтепродуктов государственным потребителям", то есть, как считает обвинение, отметил подсудимый, документов "по отмыванию похищенной нефти".

По подсчетам Ходорковского, за 1999-2002 годы министерство обороны, внутренние войска, федеральная пограничная служба, прокуратура участвовали в "отмывании" около 15 млн тонн нефти – именно столько ее было поставлено им ЮКОСом. Подсудимый подчеркнул, что у защиты есть соответствующие материалы, однако отметил, что просит суд их истребовать, чтобы впоследствии защиту ни в чем не обвинили.

Суд отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании договоров о поставках нефтепродуктов государственным потребителям. Кроме того, суд отказал в удовлетворении ходатайства стороны защиты об истребовании из общего уголовного дела ЮКОСа, расследование которого продолжается, списков сотрудников компании, которые, по версии следствия, были вовлечены Ходорковским и Лебедевым в совершение преступлений.

Между тем суд удовлетворил ходатайство об истребовании из Басманного суда Москвы протоколов судебного процесса по делу трех других экс-сотрудников ЮКОСа - Владимира Переверзина, Владимира Малаховского и Антонио Вальдес-Гарсиа.

Переверзин и Малаховский ранее были осуждены по обвинению преступлениях, аналогичных тем, которые инкриминируются Ходорковскому и Лебедеву. Вальдес-Гарсиа был объявлен в розыск в связи с тем, что скрылся от суда.

Адвокаты просили истребовать данные материалы, указав на то, что "многие обстоятельства совпадают, а показания свидетелей различаются" в обоих делах. Сторона обвинения не возражала против удовлетворения данного ходатайства.

Защита также просила об исключении из дела недопустимых, по ее мнению, доказательств - 338 документов, переведенных с иностранных языков. Лебедев, заявляя ходатайство, отметил, что документы были неправильно переведены, и в переводе содержатся сведения, которых нет в текстах на иностранном языке. "Если в английском тексте одна строчка, перевести ее на трех страницах нельзя", - заметил он.

Перечень документов, которые просит исключить из дела сторона защиты, содержится на 26 страницах.

Выслушав данное ходатайство, судья решил объявить перерыв до понедельника в процессе, предоставив стороне обвинения время на выработку своей позиции.

Также Ходорковский отметил, что следственная группа пошла "очень интересным путем, говоря, что весь административный персонал ЮКОСа был вовлечен в совершение преступлений". Он добавил, что не может понять, о каких сотрудниках идет речь, поскольку в компании было "3 тыс. сотрудников центрального офиса и до 15 тыс. технического и управленческого персонала".

Адвокат Ходорковского также потребовала предоставить список лиц, работавших в ЮКОС, для их возможного допроса и выяснения о них вопросов, в частности, "осознавали ли они себя членами организованной группы" – все это с целью опровержения незаконных обвинений. Лебедев и Ходорковский отметили, что в обвинении говорится о совершении ими преступлений в составе организованной группы, однако не указаны конкретные участники.

В свою очередь сторона обвинения заявила, что "члены организованной группы" отражены в обвинительном заключении и в постановлениях о привлечении в качестве обвиняемых. Прокурор Валерий Лахтин отметил, что ряд бывших сотрудников компании – например, Брудно, Елфимов, Ивлев и другие, объявлены в розыск, и в отношении них выданы санкции на арест. Кроме того, по словам Лахтина, некорректно говорить о том, что якобы продолжается расследование дела в отношении Ходорковского и Лебедева.

В ходе заседания суд также отказал защите в истребовании протоколов заседаний акционеров компании "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз", "Томскнефть ВНК". Как заявила Наталья Терехова, Ходорковского и Лебедева обвиняют в том, что они вводили в заблуждение акционеров компании на собрании, в частности, о том, что "цена на нефть была установлена независимыми оценщиками".

"Я не пойму, кого я обманул. Как эти люди голосовали на собраниях, и их фамилии неизвестны", - сказал Ходорковский. Он подчеркнул, что протоколы собраний необходимы для выяснения лиц, которые, по версии следствия, были обмануты бывшими руководителями ЮКОС.

В свою очередь, сторона обвинения просила отказать в удовлетворении ходатайства, и суд согласился с обвинением прокуроров. В данный момент в заседании объявлен небольшой перерыв, после которого оно продолжится.