Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова заявила, что принятый в 2017 году закон о декриминализации побоев в семье был ошибкой и нужно выпустить другой закон. При этом ранее омбудсмен поддерживала упомянутый законопроект.
"Я считаю, что декриминализация - ошибка, что нужно принимать закон о противодействии насилию в семье. Я сторонник ратификации стамбульской конвенции, которая оставила систему защиты членов семьи, потому что сегодня человек, который находится в семейном пространстве, он не защищен от доминирования члена семьи, которое наносит ущерб, но не переходит грань преступления", - цитирует РИА "Новости" выступление Москальковой на открытом уроке "Права человека".
В феврале 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о декриминализации побоев в семье, который переводит побои в отношении близких родственников из уголовных преступлений в разряд административных правонарушений, когда такой проступок был совершен впервые.
Проект документа был внесен в Госдуму рядом депутатов и сенаторов, в том числе Еленой Мизулиной, после того как в июле 2016 года был принят другой закон, установивший уголовную ответственность за побои членов семьи и близких лиц. Как отмечала тогда Мизулина, этот закон позволял наказывать лишением свободы до двух лет лишь за "шлепок в семье". Сейчас за первичное совершение побоев в семье предусмотрены штраф от пяти тысяч до 30 тысяч рублей, арест на срок от 10 до 15 суток или исправительные работы на срок от 60 до 120 часов.
Тема вызвала широкий общественный резонанс. Спикер Госдумы Вячеслав Володин объяснял, что депутаты руководствовались заботой о создании и сохранении крепких семей и соцопросами, согласно которым большинство россиян поддерживают мягкое отношение к подобным конфликтам. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова, комментируя спорный закон, заявила, что семья достаточно защищена существующими нормами закона.
Татьяна Москолькова, поддерживая внесение закона Мизулиной, отмечала, что на ее практике были ситуации, когда члены семьи не хотели наказывать своих родственников. "Муж наносит жене удары, даже легкие… Его осуждают на три года лишения свободы, она остается одна с двумя детьми, переосмыслила свое поведение, что, в принципе, она его сама достала…" - цитировало омбудсмена РИА "Новости". Москалькова тогда сетовала, что даже если пострадавший просит отпустить виновного, по закону этого сделать невозможно.