Москва перемалывает "питерских", считает советник президента Андрей Илларионов
 
 
 
Москва перемалывает "питерских", считает советник президента Андрей Илларионов
Архив NEWSru.com

Советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов дал большое интервью петербургскому еженедельнику "Дело", в котором, в частности, рассказал об особой группе "московских питерских" - тех, кто оказался в последние полтора десятилетия в Москве.

По мнению советника президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова, "выявить группу "московских питерцев", непросто. О сохранении "питерского духа" можно говорить в течение какого-то времени - может быть, двух-трех лет после переезда людей из Петербурга в Москву. Затем большинство из них - хуже или лучше - уже интегрировались в московскую жизнь. Идентифицировать посланцев Северной столицы в Москве, за редким исключением, почти невозможно".

Более того, муссируемого москвичами феномена "петербургского братства" на деле нет, это мистификация, считает советник президента. И тем не менее, с исходом "больших" петербуржцев из Петербурга в Москву стилистика государственного управления претерпела заметную эволюцию. По сути, Илларионов склоняется в пользу концепции так называемой "петербургской особенности": Петербург и эмоционально, и ментально дает совершенно другое поведенческое и в чем-то политическое измерение, отсутствующее в Первопрестольной. По крайней мере, на некоторое время.

Между тем питерский "десант в Москву" совпал по времени с изменениями, которые, как заявил Илларионов еженедельнику, объясняются с помощью ключевого термина "бюрократизация": "бюрократическая унификация", "формализация" и "аппаратизация". Причем по всем направлениям. Очередным этапом такой бюрократизации стала административная реформа правительства. На этом примере, может быть, наилучшим образом проявился смысл идущего несколько лет процесса - доминирование формы при пренебрежении содержанием.

Советник президента считает, что причиной идущих процессов является не питерское происхождение их инициаторов, как ошибочно считают многие, а их мировоззрение.

"Среди лиц, имеющих отношение к власти, наблюдаются, как минимум, две системы мировоззрения с довольно глубоким ментальным различием между ними. Один образ мышления можно назвать "либерально-экономическим". Он исходит из того, что, преследуя свои интересы, люди тем самым удовлетворяют интересы других. Поэтому задача государственной власти, государственного управления, в том числе и экономической политики, - помочь людям в приспособлении к постоянно меняющимся условиям и обеспечить им максимально благоприятные возможности для удовлетворения своих собственных потребностей. Другой образ мышления я бы назвал "бюрократически-юридическим". Конечно, на словах он тоже отдает дань признанию, "в конечном счете", интересов человека. Однако главное в нем другое. Во-первых, основной задачей государства он видит удовлетворение интересов не людей, но самого государства. Во-вторых, он исходит из некоего идеального представления об общественной системе, государственной организации и территориальном устройстве. Пользуясь ресурсами власти, бюрократически-юридический подход на практике навязывает стране соответствующую схему независимо от того, насколько она действительно пригодна как для всей страны, так и для ее отдельных частей", - сказал он.

То, что на смену менее образованным людям пришли более образованные, никоим образом не означает, по мысли Илларионова, что они обязательно должны оказаться чувствительными к правозащитной составляющей общественной жизни. Однако ожидалось, что выходцы из города, пережившего на протяжении XX века большое количество "чисток", репрессий, испытавшего боль унижения за попранные свои исторические, культурные, человеческие права, будут именно в этом вопросе наиболее чутки.

То, что этого не произошло, Илларионов объясняет тремя причинами. Во-первых, у большинства даже питерских экономистов, пришедших в федеральные органы власти, правозащитное миропонимание не являлось и не является слишком укорененным. А в свою очередь, некоторые питерские юристы пришли, по его словам, с другой, нелиберальной стороны баррикад, и ожидать правозащитного мировоззрения у них не приходится.

Во-вторых, в первые годы путинского правления преследования не носили массового характера и воспринимались - по крайней мере, многими - как почти неизбежная болезнь адаптации, которая довольно быстро пройдет. Некоторая, хотя уже заметно поредевшая, часть коллег, причем исключительно в публичных заявлениях, придерживается подобного подхода и сейчас: ЮКОС - исключительный, изолированный случай.

В-третьих, почти для каждого такого случая находилась аргументация, казавшаяся - по крайней мере, некоторым - приемлемой. Первыми жертвами преследований оказались граждане, не являвшиеся для общества образцами морали. Не случайно соответствующие действия властей по отношению к Владимиру Гусинскому и Борису Березовскому рассматривались частью общества как восстановление справедливости и потому получили определенную поддержку. Поэтому поначалу такие действия власти не воспринимались как серьезная девиация от господствовавших в обществе представлений о добре и зле, считает советник президента.