Правозащитники нашли осужденного в России украинца Клыха в психбольнице в Магнитогорске
 
 
 
Правозащитники нашли осужденного в России украинца Клыха в психбольнице в Магнитогорске
©РИА Новости / Михаил Воскресенский

Гражданин Украины Станислав Клых, приговоренный в России к 20 годам лишения свободы за участие в военных действиях против российских федеральных сил во время войны в Чечне, находится в областной психиатрической тюремной больнице в Магнитогорске. Об этом в своем Facebook сообщила правозащитница Татьяна Щур.

О том, что Клыха собираются перевести в психбольницу, заявил адвокат украинца Роман Качанов, который встречался с ним 26 июня в колонии в Верхнеуральске Челябинской области. Об этом также говорили уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Людмила Денисова и мать осужденного.

Ранее Тамара Клых рассказала журналистам, что она попыталась пообщаться с сыном, но разговор не состоялся, так как его перевели в психиатрическую больницу. Женщина позвонила Татьяне Щур, и правозащитница сообщила, что, по словам адвоката Клыха, ее сын был в таком плохом состоянии, что даже не смог с ним поговорить.

Клыха в психбольнице обнаружила адвокат Уральской правозащитной группы Екатерина Бурьян. "Станислав чувствует себя лучше. Говорит, что разрешения на госпитализацию не давал, что противоречит словам тюремщиков", - говорится в сообщении Татьяны Щур в соцсети.

Как напомнила правозащитница, если 26 июня сознание Клыха "было спутано, речь "плыла", образы зашкаливали и казались Роману [Качанову] "фантазийно-бредовыми", то теперь Екатерина Бурьян нашла его "более спокойным и разумным". "Но у нее сложилось впечатление, что он находится под воздействием успокоительных препаратов. Да и сам Станислав сказал, что ему делают "какие-то прививки", - написала Щур.

Станислав Клых, по данным правозащитницы, попросил сменить слишком тесную камеру, в которой его содержат. Он также пожаловался, что письма от матери быстро забирают, едва дав прочитать, а на прогулки водят редко. Кроме того, осужденный попросил "целый набор детской приключенческой литературы".

По мнению Татьяны Щур, во-первых, необходимо провести объективное обследование состояния Клыха независимыми специалистами, а во-вторых - допустить к нему украинского омбудсмена и "психиатра международного уровня". "И главное: немедленно отправить его домой!"- подытожила правозащитница.

Станислава Клыха задержали на территории России в 2014 году. Его обвинили в участии в боевых действиях против российских сил во время первой чеченской войны зимой 1994 - 1995 годов, а также в убийстве российских солдат. По этому же делу проходил соотечественник Клыха Николай Карпюк. По версии следствия, Карпюк и Клых входили в праворадикальную украинскую организацию УНА-УНСО ("Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона"), созданную на Украине в начале 1990-х годов.

Клых свою вину не признает. По его словам, он был незаконно захвачен российскими силовиками, а показания и признание следствие получило под пытками. Правозащитники отмечали, что уголовное дело против Карпюка и Клыха было сфабриковано, указывая на нестыковки в нем.

26 мая 2016 года суд в Чечне приговорил Клыха к 20 годам лишения свободы. Николай Карпюк получил 22 с половиной года заключения в колонии строгого режима. В июне Минюст Украины направлял российской стороне запрос о выдаче Карпюка и Клыха для дальнейшего отбывания наказания на родине. Министерство юстиции РФ подтвердило, что получило этот документ. В октябре 2016-го Верховный суд России отклонил апелляцию защиты Клыха на приговор.

14 июня 2018 года Людмила Денисова и российский омбудсмен Татьяна Москалькова обменялись списками из 34 заключенных в каждом и составили план их посещения в России и на Украине. Среди тех, кого хотела посетить Денисова, были, в частности, голодающий украинский кинорежиссер Олег Сенцов, а также Станислав Клых и Николай Карпюк.

О проблемах со здоровьем, в частности с психическим состоянием Станислава Клыха, сообщали адвокаты украинца и правозащитники. В середине апреля он объявил частичную голодовку в колонии, требуя перевести его в другую тюрьму.