В Мосгорсуде в понедельник коллегия присяжных признала российского ученого Игоря Сутягина виновным в государственной измене в форме шпионажа. В частности, присяжные признали, что Сутягин передавал секретные сведения представителям военной разведки США за вознаграждение.
"Присяжные единодушно вынесли обвинительный вердикт, - сообщил "Интерфаксу" адвокат подсудимого Борис Кузнецов. - При этом лишь четверо из них сочли, что ученый заслуживает снисхождения, но большинство - восемь человек - пришли к выводу, что Сутягин снисхождения не заслуживает".
По словам защитника, присяжные сочли Игоря Сутягина виновным во всех инкриминируемых ему деяниях.
Сутягину вменялось пять эпизодов, а именно - пять встреч с представителями иностранной разведки. В ходе этих встреч ученый, как считает следствие, он передал сведения по пяти темам, в частности, информацию о ракете класса "воздух-воздух" РВВ - АЕ и самолете МИГ-29СМТ, о вариантах состава стратегических ядерных сил на период до 2007 года, о реализации министерством обороны в 1998 году планов по созданию соединений постоянной готовности, о составе и современном состоянии отечественной системы предупреждении о ракетном нападении.
Между тем, защита и сам Сутягин неоднократно заявляли, что все эти сведения он черпал из открытых источников, в связи с чем они не могут составлять государственной тайны. Кроме того, защита заявляла, что ученый никогда не имел допуска к сведениям, составляющим гостайну.
27 октября 2001 года Калужский областной суд направил дело Сутягина на дополнительное расследование в связи с нарушениями закона, допущенными предварительным следствием. После завершения дополнительного расследования дело передали в Мосгорсуд, где было принято решение рассматривать его с участием коллегии присяжных.
Помимо этого, адвокаты Сутягина утверждали, что ни в ходе предварительного расследования, ни в ходе судебного следствия не было доказано, что сотрудники английской консалтинговой фирмы Alternative Futures Шон Кидд и Надя Локк действительно являлись агентами какой-либо иностранной спецслужбы.
Адвокат Игоря Сутягина Борис Кузнецов в беседе с журналистами в понедельник выразил надежду, что у защиты есть возможность обжаловать вердикт по процессуальным основаниям.
Я считаю, что председательствующий судья Марина Комарова манипулировала мнением присяжных, потому что вопросы, которые были заданы присяжным, не соответствовали обвинению, в частности, слов "государственная тайна" (обвинение, которое инкриминируется Сутягину) не упоминается", - заявил Кузнецов журналистам.
Процесс по делу Игоря Сутягина проходил в Мосгорсуде с 15 марта. На рассмотрение дела, по словам адвоката подсудимого Владимира Васильцова, у суда ушло 13 рабочих дней. Адвокат отметил, что из 40 заявленных обвинением свидетелей было допрошено лишь пять человек и еще два свидетеля дополнительно. Из почти 20 свидетелей защиты дали показания только два человека.
Как ожидается во вторник, в Мосгорсуде пройдет обсуждение вердикта присяжных. Государственное обвинение попросит суд назначить наказание Игорю Сутягину, и суд удалится для вынесения окончательного приговора.
Комментируя вердикт присяжных, правозащитник, бывший военный журналист Григорий Пасько назвал их решение заказным. "Понятно, что это заказное решение и понятно, что судебная реформа в России так и не начиналась", - сказал Григорий Пасько в понедельник в эфире НТВ. "В очередной раз наше советское по своему содержанию правосудие неспособно вынести справедливое решение, неспособно оправдать человека, который уже провел четыре с половиной года за решеткой", - отметил он.
На суде Сутягин заявил о своей невиновности
В Мосгорсуде сегодня, выступив с последним словом, российский ученый Игорь Сутягин, который обвиняется в государственной измене, заявил, что он абсолютно не виновен.
Как сообщил его адвокат Борис Кузнецов, "Сутягин пояснил суду, что переданные им сведения являются открытой информацией и опубликованы в открытых источниках". Адвокат утверждал также, что "судья Марина Комарова пытается манипулировать присяжными заседателями - она им задает вопросы специально с обвинительным уклоном".
Поскольку на материалах дела стоит гриф "секретно", судебный процесс проходил в закрытом режиме.
В связи с этим единственные журналисты, которые находились в коридоре Мосгорсуда, - Андрей Солдатов и Ирина Бороган из газеты "Версия", наиболее активно освещавшие процесс по делу ученого Игоря Сутягина, - были задержаны в понедельник в здании суда.
Журналисты ждали адвокатов в коридоре в нескольких метрах от двери зала заседаний.
В редакцию NEWSru.com позвонила Ирина Бороган и сообщила, что ее и журналиста Андрея Солдатова задержали и отвели в комнату судебных приставов, где начали оформлять протокол об административном нарушении и неисполнении решения судебного пристава.
Пристав Волков пообещал в течение сегодняшнего дня начать судебное заседание по делу о нарушении журналистами статьи 17-3 часть 2 Административного кодекса.
Спустя некоторое время мировой судья Олег Нацентов рассмотрел дела журналистов Солдатова и Бороган, признал их виновными в совершении административного правонарушения и присудил штраф по 500 рублей каждому.
Журналисты свою вину не признали и заявили NEWSru.com, что так называемое нарушение состояло исключительно в их присутствии в здании суда.
Гособвинитель потребовал признать Игоря Сутягина виновным в госизмене в форме шпионажа в пользу США
В Мосгорсуде в ходе заключительных прений в понедельник гособвинитель потребовал признать российского ученого Игоря Сутягина виновным в государственной измене в форме шпионажа в пользу США.
Между тем адвокаты, в свою очередь, попытались представить выводы другой экспертизы, в которой говорится, что эти сведения не только не составляют государственную тайну, но даже являются недостоверными (в той форме, в которой они были предоставлены Игорем Сутягиным). Эти выводы были сделаны приглашенным защитой экспертом, который проводил исследования по этой теме и прямо заявил, что сведения Сутягина не соответствуют действительности.
Как утверждает эксперт, вызванный адвокатами Сутягина, эти сведения полностью рассекречены, они были в свое время внесены в договор СНВ-1 и СНВ-2 в рамках обмена информацией между Россией и США.