Представители потерпевших на процессе в Северо-Кавказском окружном военном суде по делу спецназовцев под командованием капитана Эдуарда Ульмана в понедельник заявили ходатайство об отводе председательствующего судьи. "Мы считаем, что вы задаете вопросы в интересах обвиняемых, и опасаемся, что не будет вынесено справедливого приговора", - сказала одна из потерпевших, заявляя ходатайство.
Представители гособвинения выразили возражения, так как, по их мнению, правовых оснований для отвода нет. Между тем один из адвокатов потерпевших поддержал позицию своих клиентов, а другой адвокат попросил объявить перерыв для согласования позиций, передает "Интерфакс".
Кроме того, в понедельник начался допрос свидетеля Александра Цепденова. Он подтвердил, что первым заметил едущий автомобиль УАЗ и доложил об этом капитану Ульману. Он также сообщил об известных ему обстоятельствах дальнейшего обстрела этого автомобиля. Затем свидетель попросил суд прервать допрос до вторника, мотивировав это плохим самочувствием, связанным с длительным перелетом в Ростов-на-Дону.
Суд удовлетворил просьбу свидетеля и затем начал допрос обвиняемого Александра Калаганского. Он, в частности, сообщил, что перед дачей показаний в прокуратуре Ульман разговаривал с майором Алексеем Перелевским (один из обвиняемых), который и приказал им давать ложные показания, в том числе и о том, что все чеченцы погибли при обстреле.
Адвокат Ульмана еще рез уточнил у подзащитного эту информацию. "Говоря о Золотареве, я ошибался, - сказал Ульман. - Эту задачу я получил от Перелевского".
В ходе допроса 28 февраля обвинитель указал Ульману на некоторое расхождение в показаниях, которые он дал в суде, с его показаниями, данными в ходе следствия. Ульман пояснил, что показания в ходе следствия он давал по указанию полковника Золотарева, а не Перелевского, как указано в материалах следствия. Суд объявил перерыв до вторника.
По данным следствия, в январе 2002 года разведгруппа спецназа в количестве 12 человек под командованием Ульмана в районе населенного пункта Дай обстреляла УАЗ, водитель которого не прореагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохч-Келойской школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения.
Как установило следствие, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование о дальнейших действиях. Согласно материалам следствия, после того, как им было передано распоряжение уничтожить свидетелей расстрела автомобиля УАЗ, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.
Ранее Северо-Кавказский окружной военный суд, основываясь на оправдательном вердикте присяжных, отобранных из различных регионов России, дважды выносил оправдательный приговор по данному делу, который затем отменялся Военной коллегией Верховного Суда РФ. Третий процесс по "делу Ульмана" в Северо-Кавказском военном суде был приостановлен в связи с рассмотрением запроса в Конституционном суде России.
6 апреля 2006 года Конституционный суд РФ постановил, что до формирования в Чечне суда присяжных дела в отношении военных по преступлениям, совершенным на территории республики, не могут рассматриваться присяжными. Запрос в КС РФ был направлен президентом Чечни и рядом потерпевших по "делу Ульмана". Кассационная коллегия Верховного суда РФ отменила оправдательный приговор по "делу Ульмана" и вернула дело на новое рассмотрение.