Кремль приговорил Ходорковского к "расстрельному" пиару   Заметные этапы "дела ЮКОСа" власть привыкла отмечать заметными PR-кампаниями
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Кремль приговорил Ходорковского к "расстрельному" пиару
Архив NEWSru.com
 
 
 
Заметные этапы "дела ЮКОСа" власть привыкла отмечать заметными PR-кампаниями
Архив NEWSru.com
 
 
 
2 июля 2003 года был задержан сподвижник главного олигарха Платон Лебедев
Архив NEWSru.com
 
 
 
В октябре 2003 года очередь сесть дошла и до самого Михаила Ходорковского
Архив NEWSru.com

Заметные этапы "дела ЮКОСа" власть привыкла отмечать заметными PR-кампаниями. Первая представляла собой артподготовку перед началом боевых действий. Вторая была похожа на колюще-режущую диверсионную операцию. Кампания под номером три идет сейчас. Она приурочена к завершению судебного процесса. Сравнить ее можно только c расстрелом, пишет газета "Московская правда".

Идеологическую платформу под "дело ЮКОСа" подвели с самого начала: в конце весны 2003 года вышел легендарный доклад Совета по национальной стратегии "В России готовится олигархический переворот", в котором главными врагами России провозглашались олигархи, а самым опасным олигархом назначался Ходорковский. Телевидение раскручивало доклад с утра до ночи, а когда страна выучила теорию, 2 июля 2003 года был задержан сподвижник главного олигарха Платон Лебедев. В октябре 2003 года очередь сесть дошла и до самого Михаила Ходорковского.

Следующую крупную PR-кампанию власть провела в сентябре 2004 года. В тот момент на процессе Ходорковского-Лебедева-Крайнова выступали свидетели обвинения, но большая их часть не столько свидетельствовала против Ходорковского - Лебедева, сколько выступала за них. Чтобы поддержать проваливающееся в суде обвинение, власть и развернула кампанию по дискредитации Ходорковского. В газетах и на телевидении появился ряд материалов о криминальных связях ЮКОСа. Утверждалось, что ЮКОС занимался контрабандой своей сибирской нефти в пользу чеченских боевиков.

Чтобы "повесить всех собак" на Ходорковского, авторам статей и фильмов пришлось сильно править действительность, поскольку описываемые журналистами события происходили с ЮКОСом до 1995 года, то есть тогда, когда компания еще не принадлежала Ходорковскому и его партнерам. Поэтому Ходорковский, если и имел касательство ко всей этой истории, то только как человек, пресекший преступную практику государственных чиновников, которые управляли ЮКОСом до него, пишет "Московская правда".

Апофеозом той PR-кампании стал фильм НТВ "Теракт с предоплатой", в котором из Ходорковского "слепили" чуть ли не международного террориста. Фильм имел широкий резонанс. После "Теракта с предоплатой" представители либеральной общественности начали говорить, что старого НТВ больше нет совсем, а НТВ новое позволяет себе вопиющие компромиссы.

Однако свои главные пропагандистские резервы власть вводит в игру только сейчас, под занавес судебного процесса. Власть или хочет оправдать суровый обвинительный приговор, или надеется оказать давление на участников процесса.

30 марта главным информационным событием стал первый приговор по "делу ЮКОСа": бывшего руководителя одного из подразделений службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина Мосгорсуд приговорил к 20 годам колонии строгого режима. В вечерних новостях всех государственных телеканалов это событие шло первой новостью и преподносилось как безусловная победа правосудия.

О том, что Парламентская ассамблея Совета Европы в январе назвала дело Пичугина политическим, на государственных каналах не вспоминали. Зато все каналы в подробностях рассказывали, как Пичугин получал приказы на убийства от высшего руководства ЮКОСа. Журналисты строили свои репортажи так, чтобы было понятно: Ходорковский, Невзлин, Лебедев и Пичугин занимались общим делом, но кому-то достались обвинения в убийствах, а другим - экономические статьи.

3 апреля два центральных российских телеканала НТВ и РТР показали в "прайм-тайм" "изобличительные" сюжеты, посвященные ЮКОСу. Вначале в программе "Чистосердечное признание" на НТВ после семичасовых новостей был показан криминальный фильм со зловещим названием "Бригада из ЮКОСа". Затем примерно такой же сюжет был продублирован в еженедельном обзоре "Вести недели" Сергея Брилева на РТР.

В показанной НТВ пропагандистской ленте замогильный закадровый голос убеждал зрителя, что под личиной добропорядочных бизнесменов из нефтяной компании скрывались убийцы и похитители. Однако если держать в виду факты, изложенные в этой "захватывающей киноленте", то Пичугина надо срочно оправдать, ибо энтэвэшный фильм показал, что в его деле нет никаких доказательств, полагает "Московская правда". Более того, постоянные интервью с якобы жертвами подготовленных ЮКОСом убийств придают этому делу несколько комический оттенок: сколько покушений, а все живы, а некоторые жертвы даже и не подозревали, что на них покушались.

Но своей цели авторы фильма добились: в общественном сознании руководители ЮКОСа будут ассоциироваться с убийствами. Можно сколь угодно убедительно доказывать собственную невиновность, но когда тебя по всем федеральным телеканалам назвали убийцей, достучаться до здравого смысла общества становится проблематично, заключает газета.

Другое издание - Известия.ru - не исключает, что существует договор о шефской помощи между Генеральной прокуратурой и отдельными телеканалами. Причем не по всякого рода делам, а по особо тухлым. В случае с сотрудником службы безопасности ЮКОСа Алексеем Пичугиным, которому вкатили двадцать лет строгого режима, весь воскресный вечер в праведности приговора зрителей убеждала спаянная группа помощников:
итоговое "Время", итоговые "Вести", программа НТВ "Чрезвычайное происшествие", на которую руководство канала давно возложило миссию по очистке прокурорского мундира в деле ЮКОСа.

Историю Пичугина каналы трактовали одинаково:
Пичугин, "будучи недовольным действиями Ольги Костиной, которая работала в мэрии Москвы", решил организовать ее убийство, попросил об этом знакомого Горина из Тамбова, тот переадресовал заказ водителю Пешкуну, тот нашел бандита Коровникова, который выполнил заказ, но неудачно. Коровников за другие убийства сел в тюрьму пожизненно, а Горин пошел шантажировать отца Ходорковского. После этого в дом Горина якобы ворвались злоумышленники и увезли его с супругой в неизвестном направлении. "Заказчик" был, естественно, Пичугин. А маячил за всем этим – Невзлин.

Если из телевизионных сюжетов убрать все, что давит на психику, - вроде несчастных детей-сирот супругов Гориных, безапелляционного гособвинителя Кашаева и самих журналистов, которые эпопею излагают как дело целиком доказанное, то окажется, что вся телевизионная "рыба" - это и есть весь судебный процесс по делу Пичугина. Достаточно прочесть полную речь обвинителя, опубликованную на сайте Генпрокуратуры. Адвокатам слова не давали. Воскресный залп по Пичугину - это разминка перед боем. Телевидению вот-вот предстоит мотивировать приговор по делу Лебедева-Ходорковского. Намотивирует эффектнее прокуратуры. Та ведь шьет белыми нитками, а эти – цветными, пишут "Известия".