Новый беспилотный летательный аппарат (БЛА) массой 200 кг, способный непрерывно находиться в воздухе до десяти часов, готовится испытать летом компания "Беспилотные системы" ("БС"). "Этот "беспилотник" предназначен для ведения наблюдения и разведки. Он может использоваться в интересах Минобороны", - сообщил заместитель директора "БС" Максим Шинкевич.
"Новая разработка будет предложена потенциальному заказчику", - сказал он. Максимальный радиус связи с БЛА через ретранслятор или спутник составит около 100 км, отметил Шинкевич. Сегодня проект находится на стадии сборки первого экземпляра БЛА, уточнил Шинкевич.
По его данным, "в этом году начнется и будет завершен цикл летних летных испытаний, потом - цикл зимних испытаний с завершением в 2011 году". Три года назад ижевская компания "Беспилотные системы" выиграла ряд конкурсов ФСБ на поставку беспилотных комплексов ZALA (самолетного ZALA 421-04М и вертолетного ZALA 421-06) для подготовки спецопераций и патрулирования границ.
ФСБ и Минобороны в разное время испытывали БПЛА вертолетного типа "Ворон", разработанный в КБ "Искатель" МАИ, БПЛА "Элерон" разработки казанского ЗАО "Эникс". Также проводились испытания беспилотных комплексов "Дозор" петербургского ЗАО "Транзас" и "Истра-010" Истринского экспериментально-механического завода.
Во время испытания беспилотника "Аист" произошло ЧП: при взлете он взорвался. В России построено три беспилотника "Аист". Стоимость каждого - по 3 миллиона долларов. Они могут использоваться как военными, так и гражданскими службами, занимаясь сбором разведданных в тылу противника или слежением за объектами топливно-энергетического комплекса, к примеру за трубами. В воздухе машина может находиться до 12 часов, высота полета - от 100 до 6 тысяч метров, скорость - до 250 км/ч.
На разработку беспилотников российские власти сегодня тратят немалые средства, подчеркнул заместитель ответственного редактора "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин: "Те деньги, которые отпускает наша страна на развитие беспилотной авиации, к сожалению, используются неэффективно. И вот, пример с "Аистом" - это один из таких наглядных фактов, когда видно, что деньги ушли в песок. Нашим разработчикам беспилотных летательных аппаратов было выделено 1,5 млрд рублей, но это не только на "Аист" - это и на другие беспилотные фирмы. И пока, в течение 4-5 лет, за деньги ничего путного не сделали".
Специалисты считают, что российский беспилотник "Аист" по характеристикам в перспективе должен конкурировать с израильским Searcher Mk II. Стоимость такой машины - примерно 4,5 миллиона долларов. Отечественные аналоги призваны быть дешевле. Однако пока известно только о том, что Россия вновь ведет переговоры о покупке израильских беспилотников. Сумма сделки может составить до 100 млн долларов.
В июне 2005 года Центр спецтехники ФСБ представил на омской выставке вооружений БПЛА вертолетного типа "Ворон", разработанный в КБ "Искатель" МАИ и используемый для проведения спецопераций в городских условиях. Кроме того, ФСБ имеет опыт использования для воздушной разведки и отечественный БПЛА "Элерон" разработки казанского ЗАО "Эникс".
В частности, сообщалось о том, что по результатам применения ФСБ "Элеронов" на Северном Кавказе выдано задание на его дальнейшую доработку как в боевом, так и в разведывательном вариантах. Интересно, что первый заместитель директора ФСБ, руководитель пограничной службы генерал армии Владимир Проничев в интервью журналистам в августе 2008 года, комментируя развивавшиеся тогда события в Абхазии и Южной Осетии, говорил, что именно "на этих направлениях задействована пограничная авиация, в том числе и беспилотная".
Кроме того, в интересах ведомства проводились испытания беспилотных комплексов "Дозор" петербургского ЗАО "Транзас" и "Истра-010" Истринского экспериментально-механического завода. Однако об их серийных закупках не сообщалось. В 2007 году ижевская компания "Беспилотные системы" выиграла ряд конкурсов ФСБ на поставку беспилотных комплексов ZALA (самолетного ZALA 421-04М и вертолетного ZALA 421-06) для подготовки спецопераций и патрулирования границ. В октябре 2009 года два таких комплекса были переданы заказчику. Параметры контракта не раскрывались.
В конце 2008 года, уже по итогам войны с Грузией, погранслужба ФСБ и Минобороны совместно провели дополнительные сравнительные испытания БПЛА российского производства, и ни один из них не выполнил поставленных задач в требуемом объеме. А один из отечественных аппаратов - "Иркут-10" - во время этих испытаний даже разбился.