Инцидент с лишением российской визы и депортацией британского журналиста, корреспондента The Guardian Люка Хардинга, проработавшего в Москве более четырех лет, стал неожиданностью для МИД РФ и даже для Кремля Источник газеты в Кремле назвал депортацию журналиста недоразумением
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Инцидент с лишением российской визы и депортацией британского журналиста, корреспондента The Guardian Люка Хардинга, проработавшего в Москве более четырех лет, стал неожиданностью для МИД РФ и даже для Кремля
Reuters
 
 
 
Источник газеты в Кремле назвал депортацию журналиста недоразумением
Архив NEWSru.com
 
 
 
Сам Хардинг рассказал газете, что еще 16 ноября его вызвали в МИД и сообщили, что не будут продлевать аккредитацию, объяснив это, по словам журналиста, "надуманными вещами" - нарушением правил аккредитации в поездке на Ямал
Архив NEWSru.com

Инцидент с лишением российской визы и депортацией корреспондента британской газеты The Guardian Люка Хардинга, проработавшего в Москве более четырех лет, стал неожиданностью для МИД РФ и даже для Кремля, утверждает газета "Коммерсант". Источник газеты в Кремле назвал депортацию журналиста недоразумением. И в МИД, и в администрации президента изданию неофициально заявили, что это решение было принято силовиками без консультаций с кем-либо.

Первоначально в МИД не могли объяснить, в связи с чем Хардинга со скандалом развернули на границе. Лишь накануне вечером министр иностранных дел Сергей Лавров пояснил, что Хардинга не пустили в Россию из-за неоднократных нарушений правил, под которыми он подписался при аккредитации.

Сам Хардинг рассказал, что еще 16 ноября его вызвали в МИД и сообщили, что не будут продлевать аккредитацию, объяснив это нарушением правил при поездке на Ямал вместе с Greenpeace и тем, что ранее журналиста задерживали в Ингушетии сотрудники ФСБ. Однако после вмешательства британского посла МИД продлил ему визу до мая.

- Британский парламент потребовал от своего МИДа разъяснений
- Британские эксперты: в этом деле слишком много неясностей

Хардинг полагает, что причиной внезапного отказа во въезде могли стать его последние публикации по материалам WikiLeaks. Именно его авторству принадлежит вышедшая в декабре 2007 года статья о том, что бенефициаром нефтяного трейдера Gunvor является премьер-министр Владимир Путин, который также якобы контролирует 37% акций "Сургутнефтегаза" и 4,5% "Газпрома". А 1 декабря 2010 года вышел номер The Guardian, целиком посвященный России и WikiLeaks. Большую часть заметок в нем написал именно Люк Хардинг.

Между тем пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков заявил, что связывать депортацию Хардинга и его критические публикации о Путине "совершенно неуместно". "В нашей практике подобных методов не было и нет. Действительность это доказывает", - сказал Песков.

В британском МИДе газете пообещали, что тема высылки Хардинга будет затронута во время визита в Лондон Лаврова 14 февраля.

Люк Хардинг возвращался в Москву после двухмесячного отсутствия 5 февраля, но был задержан на паспортном контроле аэропорта "Домодедово" со словами "Россия для Вас закрыта". Он 45 минут провел в изоляторе для депортируемых и затем был посажен на обратный самолет в Лондон. На борту ему вернули паспорт с аннулированной российской визой. Глава британского МИДа Уильям Хейг связался с Сергеем Лавровым и попросил объяснений, после чего российский министр пообещал разобраться.

Накануне поздно вечером Лавров озвучил официальную версию высылки Хардинга: "Его предупреждали, что он нарушал правила, под которыми подписался. Без уведомления служб безопасности он посещал зоны контртеррористической операции, приграничные районы, закрытые для посещения иностранцев". "Он признал, что поступал неправильно, и попросил в порядке исключения продлить ему визу до мая, что и было сделано, - отметил Лавров. - Ему продлили аккредитацию при нашем министерстве. Аккредитацию он должен был получить, но этого не сделал, уехав в Лондон. Поэтому, когда он сейчас приехал, его не пустили".

В разъяснении МИД РФ было также сказано: "Если Хардинг по-прежнему заинтересован работать в России на период действия имеющейся у него въездной визы, то ему необходимо урегулировать вопросы, связанные с его аккредитацией, по линии Департамента информации и печати Министерства иностранных дел Российской Федерации. В случае соблюдения этих единых для всех иностранных корреспондентов правил проблем с въездом Хардинга в Российскую Федерацию не будет".

Учитывая, что теперь виза Хардинга аннулирована, неясно, как она может снова стать действительной.

Люк Хардинг этими объяснениями не удовлетворен и считает свою высылку из России следствием его профессиональной деятельности. "Заявление министерства иностранных дел не имеет под собой оснований. У меня была действительная российская виза до 31 мая 2011 года. Я уехал из Москвы в конце ноября на задание в Лондон. Если бы меня не депортировали в субботу, я бы появился в департаменте (информации и) печати (МИД) в Москве и забрал свое удостоверение", - заявил Хардинг во вторник.

По мнению журналиста, за его высылкой "стоит кто-то другой, нежели МИД", а сама она связана с его профессиональной деятельностью. "Моя высылка была связана с моими репортажами из России... Я горько сожалею о том, что мне пришлось покинуть Россию в таких обстоятельствах и желаю всего хорошего моим российским друзьям", - отметил журналист.

"Я очень жалею, что моя московская командировка так неожиданно и непонятно оборвалась, - сказал Хардинг в интервью "Московскому комсомольцу". - За годы работы в вашей стране в качестве собственного корреспондента лондонской The Guardian я проникся симпатией к России и ее народу, приобрел там много хороших и добрых друзей".

Британский парламент потребовал от своего МИДа разъяснений

Во вторник по поводу инцидента с Хардингом заместителя министра иностранных дел Дэвида Лидингтона экстренно вызвали в палату общин, сообщает BBC.

Дэвид Лидингтон сообщил, что британское правительство окажет консульскую поддержку жене и детям Хардинга, которые остаются в Москве, и продолжит обсуждать проблему с российскими властями на различных уровнях, в том числе в ходе визита в Лондон министра иностранных дел России Сергея Лаврова 14-15 февраля.

Парламентарии задавали Лидингтону острые вопросы; в частности, лейборист Крис Брайант, который инициировал дискуссию, поставил инцидент с Хардингом в один ряд с преследованиями бывшего британского посла Тони Брентона прокремлевским движением "Наши", с делом Михаила Ходорковского и с многочисленными нападениями на журналистов.

Он предложил правительству дать понять Лаврову, что ему не будут рады в Лондоне, пока в России мешают работе британских журналистов.

Замминистра иностранных дел подчеркнул, что "свободные СМИ и свобода самовыражения являются жизненно необходимым элементом любого свободного и демократического общества, и правительство порицает любые ограничения этих свобод".

Вместе с тем, он сказал, что Россия - это "значимая держава", вести диалог с ней необходимо и иногда этот диалог дает положительные результаты. В качестве примеров он привел согласие России на введение санкций ООН против Ирана и новый договор об СНВ.

Во вторник за Хардинга заступился британский Национальный профсоюз журналистов. "Выдворение из России Люка Хардинга - это жуткое напоминание о том, что пламя свободной прессы весьма хрупко и уязвимо для режимов, которые не слишком уважают демократию и право людей знать, что делается от их имени", - заявил генсек организации Джереми Диар.

Британские эксперты: в этом деле слишком много неясностей

Профессор университета Фордхэм Бет Нобел, которая работала журналисткой в России с 1992 по 2006 годы, заявила РИА "Новости", что Скандал вокруг депортации британского корреспондента Люка Хардинга пока вызывает больше вопросов, чем ответов. "Выгонять журналистов не выгодно для имиджа любой страны, в том числе и России. Но мне пока не совсем ясна подоплека депортации Хардинга, серьезного журналиста серьезного издания", - сказала Нобел.

"Мне кажется, у репортера The Guardian и российских властей не сложилось понимания", - допускает Нобел. Журналистка считает, что российские власти не пытаются манипулировать представителями иностранных СМИ, которые достаточно жестко критикуют их политику.

"У меня были очень жесткие и критичные сюжеты - по захвату заложников в Беслане, "Норд-Осте". Никогда я не получила из Кремля ни одного звонка. Я должна сказать, что в пресс-службе администрации президента работали профессионалы, которые искренне защищали интересы России и пытались объяснить нам свою точку зрения", - считает Нобел.

Однако объяснения Москвы по поводу депортации британского журналиста она не нашла исчерпывающими. "Ситуация довольно редкая. Для мира, для иностранных репортеров, работающих в России, для самих российских властей, лучше было бы детально показать, что, как и когда нарушал Хардинг. Возможно, власти имели на это полное право, но нужно это объяснить", - сказала эксперт с богатейшим опытом работы в России.

Она признается, что всякий раз уезжая в отпуск на родину, не была уверена, разрешит ли ей Москва вернуться.

Нобел допускает, что иностранные корреспонденты могут быть выдворены из страны за нарушение режима работы в горячих точках, и это мало отличается от правил работы в зонах военных действий США.