Сотрудник еженедельника "Якутск вечерний" Михаил Романов стал первым в России журналистом, которому грозит суд по обвинению в злоупотреблении свободой информации
 
 
 
Сотрудник еженедельника "Якутск вечерний" Михаил Романов стал первым в России журналистом, которому грозит суд по обвинению в злоупотреблении свободой информации
Moscow-Live.ru / Акишин Вячеслав

Сотрудник еженедельника "Якутск вечерний" Михаил Романов стал первым в России журналистом, которому грозит суд по обвинению в злоупотреблении свободой информации (п. 1 ст. 13.15 КоАП РФ). Участковый, открывший административное производство против Романова, усмотрел в одной из его статей "воздействующий на подсознание людей" фрагмент, пишет "Коммерсант".

Статья, о которой идет речь, была опубликована в апреле. В ней рассказывалось о похищении и избиении сотрудниками ФСБ программиста Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) Антона Аммосова за комментарии в соцсетях, связанные с самоподрывом анархиста в здании УФСБ по Архангельской области. Автор материала Михаил Романов проходил свидетелем по делу Аммосова.

2 июля в редакцию пришел участковый уполномоченный Рушан Алимов и попытался забрать Романова в отдел для дачи свидетельских объяснений. По мнению заместителя главного редактора "Якутска вечернего" Виталия Обедина, "майор просто усиленно отрабатывал "заказ" регионального управления ФСБ". Вызвать журналиста повесткой полицейский отказался. Романов не стал давать объяснения, и участковый составил на него протокол по ст. 17.7 КоАП РФ (неподчинение законным требованиям представителя власти), а на следующий день - протокол о злоупотреблении свободой информации.

По словам Обедина, полицейский решил, что фраза из статьи журналиста "это история про то, что каждый может попасть в жернова государственной машины. И про то, что Большой Брат бдит, читает все комментарии на форумах..." содержит "скрытые вставки, воздействует на подсознание людей и оказывает на них вредное влияние".

По версии МВД, 27 июня участковый уведомил Романова о необходимости дать показания в связи с административным делом, но журналист раз за разом переносил встречу, ссылаясь на занятость и проблемы со зрением. "2 июля участковый застал гражданина Романова на рабочем месте, но он вновь отказался дать показания, сославшись на ограниченное зрение и невозможность видеть тексты. При этом данное обстоятельство не мешало ему работать за компьютером", - заявили в ведомстве.

Дело о "злоупотреблении свободой информации" направлено для принятия решения в Якутский городской суд. В Союзе журналистов России отметили, что впервые столкнулись с преследованием журналиста по данной статье, и пообещали держать дело на контроле. "Я думаю, что это что-то за гранью. Что такое "действует на подсознание"? Таким должны заниматься медицинские работники", - прокомментировал глава организации Владимир Соловьев.

"Коммерсант" отмечает, что "Якутск вечерний" стал первым СМИ в России, к которому пытались применить закон о фейковых новостях, в частности из-за статьи об изнасиловании несовершеннолетней мигрантом из Таджикистана. Правоохранители проиграли дело в суде первой инстанции и пытались во время апелляции доказать, что изнасилования не было. Эксперт-лингвист, однако, не нашел в статье искажений и манипуляций общественным мнением.

Отметим, что высказывание мнения об "архангельском бомбисте" обернулись для некоторых россиян уголовными делами. Так, Росфинмониторинг включил в перечень террористов и экстремистов псковскую журналистку Светлану Прокопьеву, которая в эфире радиостанции "Эхо Москвы в Пскове" сказала в связи со взрывом в здании УФСБ, что государство "само воспитало" поколение граждан, которые борются с ним. Против журналистки возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 205.2 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма").

Фигуранткой аналогичного дела стала жительница карельского города Медвежьегорск Екатерина Муранова, которая в соцсети "ВКонтакте" сравнила архангельского подрывника с "героями XIX века, столь же самоотверженно отдававшими свои жизни борьбе". Девушке как экстремистке заблокировали счета, из-за чего она не может купить своему ребенку лекарства от астмы.