Новым президентом Дагестана стал депутат, доктор экономических наук Магомедсалам Магомедов.
8 февраля президент РФ Дмитрий Медведев внес кандидатуру Магомедова в Народное собрание Дагестана. В среду, как передает ИТАР-ТАСС, депутаты наделили Магомедова полномочиями главы республики.
Магомедов сменяет на президентском посту Муху Алиева, который возглавляет республику с февраля 2006 года. Срок полномочий Алиева истекает в феврале этого года.
Новый президент Дагестана называет основными направлениями своей работы борьбу с коррупцией, терроризмом, безработицей, снижение экономической зависимости республики от федерального центра, привлечение инвестиций, налаживание взаимоотношений между властью и бизнесом. По его словам, Дагестан нуждается в обновлении. Для него модернизация - это вопрос выживания, выхода из тупика в котором он оказался, передает радиостанция "Эхо Москвы".
45-летний Магомедсалам Магомедов - сын бывшего президента республики Магомедали Магомедова, который в Дагестане получил прозвище "Дедушка".
Магомедов-младший - депутат Народного собрания (парламента Дагестана), доктор экономических наук, заведующий кафедрой местного госуниверситета.
Дагестанский политолог Зубайру Зубайруев заявил Радио "Свобода", что выдвижение кандидатуры Магомедсалама Магомедова на пост президента республики было ожидаемо "после того, как президент России обозначил Хлопонина ответственным за Северный Кавказ. "То есть, он (Медведев) обозначил приоритет усиления социально-экономического развития над силовыми методами решения проблем Северного Кавказа", - считает Зубайруев. А Магомедов, по его словам, – "близкий к бизнесу человек", который "с ранних лет был посвящен во все перипетии политической и экономической жизни республики".
По мнению "Новой газеты", решение о назначении президента Дагестана стало самым долгожданным в буквальном смысле слова (были нарушены все сроки). Политические метания с выбором кандидатов начались еще в ноябре и отметились скандалом, когда региональные и московские единороссы выдвигали "свои" списки.
Полномочия президента Муху Алиева заканчиваются 20 февраля. Еще 21 января Медведев должен был определить персону, но фактически ему потребовалось еще две недели, чтобы назвать публично кандидатуру на пост президента республики, заявил Радио "Свобода" эксперт по Кавказу, политолог Сергей Маркедонов.
Однако, по мнению "Новой газеты", Магомедсалам Магомедов не был очевидной кандидатурой на пост президента. Большинство наблюдателей склонялось либо к Магомеду Абдуллаеву (недаром же никому не известный питерский юрист появился в списке), либо к совладельцу империи "Сумма капитал" московскому бизнесмену Магомеду Магомедову - он наиболее логично стыкуется с кандидатурой Александра Хлопонина, назначенного главой нового Северо-Кавказского округа. Согласно этой логике и все тому же национальному квотированию, один из них мог стать главой правительства, писало издание.
По мнению Маркедонова, назначение Магомедова "создает много вопросов": "насколько Кремль действительно понимает, что в Дагестане происходит, и не добавляет ли он свои "пять копеек" в общую дестабилизацию в республике?".
"Новая газета" напоминает, что Магомедсалам Магомедов после назначения президентом Муху Алиева в 2006 году был избран спикером Народного собрания, однако под давлением вскоре был вынужден уйти. Таким образом, Муху Алиев избавлялся от прошлого. Ибо, несмотря на все личные заслуги Магомедсалама, он в первую очередь рассматривается как сын своего отца - бывшего президента Дагестана.
Теперь, по мнению Маркедонова, "скорее всего, мы будем свидетелями некоторого возвращения команды "Дедушки" и его ресурсов в большую политику".
С правлением Магомедова-старшего многие связывают расцвет клановости и коррупции в республике, пишет "Новая газета". И сейчас существуют опасения, что при его сыне такая политика продолжится.
При этом издание отмечает, что Магомедсалам Магомедов является даргинцем, в то время как четверо из пяти предложенных Медведеву кандидатур были аварцами. В Дагестане по обычаю первые три должности делятся между аварцами, даргинцами и кумыками.
В этой связи, отмечает газета, выбор Магомедова-младшего кажется весьма удивительным, если вспомнить публичную позицию Кремля по поводу борьбы с клановостью на Северном Кавказе.