Отказ реверса, названный наиболее вероятной причиной крушения самолета Ту-204 в московском аэропорту "Внуково" 29 декабря, вызвал противоречивые комментарии экспертов авиации, не связанных с расследованием Одни соглашаются с такой версией, считая при этом, что сама конструкция самолета способствовала катастрофе. Другие все-таки склонны винить экипаж, которому не хватило опыта взлетов и посадок
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Отказ реверса, названный наиболее вероятной причиной крушения самолета Ту-204 в московском аэропорту "Внуково" 29 декабря, вызвал противоречивые комментарии экспертов авиации, не связанных с расследованием
Reuters
 
 
 
Одни соглашаются с такой версией, считая при этом, что сама конструкция самолета способствовала катастрофе. Другие все-таки склонны винить экипаж, которому не хватило опыта взлетов и посадок
Global Look Press
 
 
 
Бортпроводника Дмитрия Винокурова, серьезно пострадавшего при катастрофе самолета Ту-204 в московском аэропорту "Внуково" 29 декабря, перевели из реанимации в отделение нейрохирургии
ПОЛИТ.РУ

Отказ реверса, названный наиболее вероятной причиной крушения самолета Ту-204 в московском аэропорту "Внуково" 29 декабря, вызвал противоречивые комментарии экспертов авиации, не связанных с расследованием. Одни соглашаются с такой версией, считая при этом, что сама конструкция самолета способствовала катастрофе. Другие все-таки склонны винить экипаж, которому не хватило опыта взлетов и посадок.

Напомним, пассажирский лайнер российской компании-лоукостера Red Wings, возвращавшийся из Чехии с одним лишь экипажем из восьми человек на борту, при посадке выкатился за пределы полосы, пробил ограждение периметра аэропорта, выкатился на Киевское шоссе, развалился на три части и загорелся. Жертвами стали пять человек: трое членов экипажа погибли на месте, один скончался по дороге в больницу, еще одна пострадавшая умерла на следующий день.

- Россия лидирует в мире по числу авиакатастроф

Трое выжили: бортпроводники Алексей Изосимов (32 года, остается в реанимации в стабильно тяжелом состоянии), Дмитрий Винокуров (24 года, переведен из реанимации в отделение нейрохирургии, в состоянии средней тяжести) и Кристина Баранова (26 лет, переведена в отделение хирургии, также в состоянии средней тяжести).

Винокурова посетил корреспондент "Комсомольской правды" и записал его короткий рассказ о катастрофе. "Помню, что посадка вначале проходила штатно. Никто не волновался. Самолет коснулся колесами бетонной полосы. Что потом пошло не так - не знаю. Я видел только свой закуток бортпроводников. Почему самолет не затормозил, почему он протаранил забор, для меня загадка. Неожиданно все вдруг встало с ног на голову. От удара я чуть не потерял сознание".

Версия не сработавшей системы реверса была озвучена в первые же дни после крушения в оперативном штабе по ликвидации его последствий. А 9 января, в первый рабочий день после новогодних каникул, газета "Коммерсант", ссылаясь на источник в технической комиссии по расследованию, подтвердила, что эта версия считается основной.

Реверс - это устройство, создающее обратную тягу, которая не разгоняет, а, наоборот, тормозит катящийся по полосе самолет. Но у Ту-204 реверс отказал, точнее, не сработал один из его элементов, а именно концевые датчики обжатия, установленные на амортизаторах шасси.

Заслуженный летчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев объяснил радиостанции "Вести FM": "При касании земли происходит обжатие шасси. Самолет проседает, шасси как бы идет к самолету. И в этот момент концы замыкаются. После этого включается режим реверса. Летчик до этого не может включить реверс. Это сделано для того, чтобы предупредить включение реверса в воздухе". (Прим. ред.: анонимный эксперт в прессе ранее назвал такую систему "защитой от дурака").

Высказываются предположения, что на Ту-204 концевики замерзли или после частых обработок самолета антиобледенительной жидкостью покрылись коррозией и заели. Впрочем, сам Толбоев с ними не соглашается. "Они замерзнуть не могут. Там ничего страшного нет. Это же не такая часть, которая обледеневает, как крыло. Самолет сел, концы замкнулись, уже подключается реверс. Но у них произошло как раз необжатие концов, потому что самолет был пустой. Если бы они грубо сели, концы бы обжались, но, видимо, они мягко сели", - говорит летчик.

"Экипаж себя вел, как совершенно неопытные летчики"

Толбоев считает, что дальнейшие действия экипажа были ошибочными. "Представьте: самолет садится, пилот включает реверс, а он почему-то не срабатывает. Командиру экипажа было нужно заходить на посадку еще раз", - цитирует его "Комсомольская правда".

В интервью "Вестям FM" профессионал удивляется: "Полоса - 3600 метров. Три раза можно сесть и взлететь. Почему они, видя, что скорость не гасится, идут прямо убиваться, вот вопрос. Ну, если не выжимается, иди на второй круг. Разберись в воздухе и скажи, мол, такая-то обстановка, давайте изучим, что случилось. Они же знают инструкции в самолетах. Там же мы им после испытаний все расписываем".

А в эфире "Коммерсанта FM" указывает еще одну ошибку: "Экипаж себя вел, как совершенно неопытные летчики. Самолет был легкий, потому что не было пассажиров. Они сели с боковым ветром - то одно колесо касалось, то второе. Они сели с перелета на большой скорости. При скорости в 180 км/ч в посадке они сели где-то в 230 км/ч - на 50 км/ч больше. Если бы самолет был полным, то произошло бы касание с землей и обжатие. Это не только у нас - это у Вoeing, у Airbus, у всех самолетов такая система, которая предусматривает неосторожные действия экипажа, чтобы не включить реверс в воздухе. Это предохранительная мера".

С Магомедом Толбоевым согласен руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Пока самолет, не останавливаясь, несся по полосе, летчики около минуты пытались включить злополучный реверс, хотя по инструкции это делать строго запрещается, подчеркивает он.

"Только лишь после того, как было потрачено много драгоценных секунд, они уже начали действовать по инструкции, и буквально за секунду до столкновения с препятствием была подана команда выключить двигатели. В то время как действия экипажа предусматривают торможение, как на автомобиле с использованием тормозов колес, и выключение двигателя сразу после обнаружения подобной неисправности", - объясняет Пантелеев.

"Виновата" конструкция самолета

Однако другой летчик-испытатель, Александр Акименков, винит не экипаж, а конструкторов лайнера. "При производстве было принято решение ввести блокировку на включение реверса в воздухе. Ведь если он включится, то самолет будет тормозить в воздухе. Конструкторы посчитали, что это опасно. Что же произошло в итоге? Самолет при посадке коснулся полосы, а потом снова отскочил и завис в воздухе, слегка чиркая по ней колесами. Что получается? Экипаж просто не мог тормозить реверсом - включена блокировка. А аварийную систему торможения, которая начинает работать только тогда, когда самолет уже сел и катится по полосе, тоже было включить невозможно! В итоге борт тормозил уже на снегу, за пределами взлетно-посадочной полосы", - пояснил Акименков "КП".

В комментарии "Коммерсанту FM" специалист не исключил, что самолет мог разбиться из-за ошибки в настройках датчиков: "По-видимому, что-то с этой блокировкой было не в порядке. То ли она была перерасчитана, то есть рассчитана на больший вес, то ли был отказ от блокировки". "Или неправильно настроена, или отказ", - подытожил он.

Россия лидирует в мире по числу авиакатастроф

В свою очередь член правления Всемирного фонда безопасности полетов (FSF), президент Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников в опубликованном 10 января интервью "Российской газете" напомнил, что расследование продолжается, и говорить о причинах крушения еще рано.

"Расследование ведут профессионалы. Уже документально подтверждено: коэффициент сцепления на ВПП был достаточным для того, чтобы нормально приземлиться и затормозить, а ветер, хотя и был сильным и боковым, вряд ли мог стать основной причиной трагедии", - сказал он.

Шелковников обратил внимание на другой факт: до катастрофы во "Внуково" 29 декабря был целый ряд инцидентов с самолетами Ту-204, часть из которых принадлежат все той же компании Red Wings. "Росавиация отреагировала специальным письмом от 24 декабря 2012 года, потребовав доложить о его выполнении до 28 декабря. А катастрофа во "Внуково" произошла 29 декабря! Тут есть над чем задуматься. Не дошло письмо? Не были выполнены предписания? Или предложенные меры оказались недостаточными? Что-то в этой цепочке не сработало. Будем надеяться, что расследование даст ответы и на эти вопросы", - заключил эксперт.

После декабрьского крушения Ространснадзор проанализировал информацию о самолетах подобного типа направил необходимые рекомендации авиакомпаниям, чтобы исключить повторение подобных происшествий. В частности, в них указано на необходимость проведения оперативных мероприятий по предупреждению несрабатывания концевых выключателей, отказов систем уборки-выпуска шасси, управления механизацией крыла и поворотом передней стойки шасси на рулении, сообщается в четверг на сайте Минтранса.

Между тем в ходе интервью Валерий Шелковников подтвердил, что Россия держит первое место в мировом рейтинге "количество авиакатастроф на страну". Он напомнил, что в 2012 году произошли четыре авиакатастрофы с российскими пассажирскими самолетами - последней стало как раз крушение Ту-204 во "Внуково".

Первая случилась 2 апреля, когда при вылете из Тюмени разбился ATR-72 авиакомпании "Ютэйр". Тогда погибли 33 человека из 43 находившихся на борту. 9 мая в Индонезии произошла трагедия с самолетом "Сухой Суперджет 100", которая унесла 45 жизней. 12 сентября на Камчатке разбился Ан-28 "Петропавловск-Камчатского авиапредприятия", погибли 10 человек из 14.