Общественность и пресса обсуждает резонансное решение Конституционного суда (КС) РФ, который накануне подтвердил законность изъятия органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников. В суд обратились близкие жительницы Екатеринбурга Алины Саблиной, учившейся в московском университете, у которой после смерти без их ведома изъяли в больнице внутренние органы. Родственники погибшей девушки уже обратились в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), сообщает газета "Коммерсант".
В январе 2014 года 19-летнюю Алину Саблину сбила машина. Пострадавшую доставили в реанимацию столичной ГКБ N1 имени Пирогова, где она скончалась через пять дней, не приходя в сознание. Мать студентки Елена Саблина позже узнала об изъятии у дочери в целях трансплантации сердца, почек, части аорты, нижней полой вены, надпочечников и части правого легкого. Родственники погибшей, решив, что изъятие было незаконным, обратились в суд с требованием взыскать с больницы компенсацию морального вреда, но получили отказ.
Прошлым летом родственники Саблиной обратились с жалобой в КС на нарушение прав и свобод статьей 8 Закона "О трансплантации органов". Эта статья предполагает презумпцию согласия на изъятие органов и тканей у трупа. В то же время в ней отмечается, что оно не допускается, если "при жизни данное лицо либо его близкие родственники заявили о своем несогласии на изъятие его органов". Родные девушки в жалобе отмечали, что врачи не сообщили им о намерении изъять у нее органы после смерти.
В минувшую среду КС обнародовал определение об отказе в принятии к рассмотрению жалобы, отметив, что аналогичный вопрос рассматривался в 2003 году. Тогда судьи указали, "что трансплантация органов или тканей человека является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей". На этот раз КС напомнил, что изъятие органов для трансплантации после смерти человека без согласия его родственников допускает и Конституция, и международное право, но если члены семьи умершего против этого, они должны уведомить медучреждение, отмечает ТАСС.
"Как видно из текста жалобы, существо требований заявителей фактически сводится к необходимости перехода от существующей в России модели презумпции согласия на изъятие органов человека после его смерти к системе испрошенного согласия", - говорится в решении КС. По мнению суда, и модель презумпции согласия, и система испрошенного согласия на изъятие органов не противоречит не только Основному закону страны, они обе основаны на принципах и нормах международного права.
В КС отметили, что на данный момент разработан и внесен в правительство РФ проект федерального закона "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации", который предусматривает более детализированную процедуру выражения гражданином своего отношения к изъятию органов с целью трансплантации. Вмешательство КС в этот вопрос на данном этапе кажется суду преждевременным, резюмировали в суде.
Как сообщает "Коммерсант", представитель заявителей Антон Бурков назвал решение КС "отпиской". По его мнению, судьи КС "все прекрасно понимают и свое понимание специально умалчивают в определении: умалчивают проблему, что в ст. 8 "презумпция согласия" превратилась в фикцию, в искусственное предполагаемое согласие".
Новый закон о донорстве органов рассмотрит Дума
Закон "О трансплантации органов и (или) тканей человека" действует в России с 1992 года. Несмотря на то, что в него неоднократно вносились поправки и дополнения, в законе регулируется лишь процедура самой трансплантации и лишь частично затрагиваются положения о донорстве органов. Главным нерешенным вопросом остается проблема презумпции согласия - по действующему закону считается, что если человек при жизни ясно не заявил о своем нежелании быть донором, изъятие его органов возможно.
Минздрав России подготовил новый закон "О донорстве органов, частей органов человека и их трансплантации (пересадке)". Как сообщили "Российской газете" в Минздраве, законопроект находится на согласовании в правительстве и в этом году будет внесен в Государственную думу.
В документе прописан механизм трансплантационной координации, который позволит наладить взаимодействие лечебных учреждений. Разработчики также постарались учесть права как потенциальных доноров и их родственников, так и пациентов, нуждающихся в пересадке, отмечает РГ.
Проект предусматривает создание федерального регистра прижизненных волеизъявлений граждан о согласии или несогласии на изъятие их органов после смерти. Однако общественность указывает, что необходимо предусмотреть в законе систему защиты от несанкционированного доступа в регистр, а также прописать права родственников потенциального донора.
В 2015 году в России в 45 медицинских центрах выполнено более тысячи пересадок органов. В прошлом году глава Федерального научного центра трансплантологии и искусственных органов имени Шумакова и главный о трансплантолог Минздрава РФ Сергей Готье указывал на тотальный дефицит донорских органов в РФ, отмечая, что до плановой операции по пересадке печени или сердца не доживает каждый десятый больной в РФ.