Россияне, прежде не решавшиеся бросить вызов произволу властей, в последнее время стали активнее бороться со злоупотреблениями власть имущих с помощью интернета, заметили западные СМИ. В результате запуганный чиновниками homo sovieticus ("человек советский") постепенно эволюционирует в сторону представителя гражданского общества, готово сражаться за свои права. "Россия, естественно, не на пороге революции, но каждый день с абсолютной властью ведутся мелкие схватки", - обращает внимание обозреватель итальянской газеты La Stampa Марк Франкетти.
"В России власть носит абсолютный характер. Для русского, обладающего государственной властью, существует единственный закон, который следует соблюдать: не спорить со своими непосредственными начальниками. Ты должен отчитываться только перед ними, а не перед обществом, мнение которого не обладает большим весом", - объясняет журналист своим западным читателям.
- Neue Zürcher Zeitung: блоггеры заменили и СМИ, и милицию
"Русские уже давно свыклись с этой дарвинской системой выживания ... Народ редко впадает в ярость, чаще всего люди ограничиваются тем, что пожимают плечами. Немногие верят в то, что одиночка может что-то изменить, а еще меньше - бросить вызов правителям. Так было всегда", - цитирует статью InoPressa.
Но некоторое время назад в России появляться "первые бутончики гражданского общества". Провинциальный офицер милиции Алексей Дымовский снял и выложил в интернете видео, в котором он обвиняет свое начальство в коррупции и злоупотреблении властью. Из-за этого видео он быстро оказался в тюрьме, и его несчастья скоро не закончатся, но фильм имел огромный успех, подчеркивает газета.
Новая волна протеста поднялась в интернете после того, как в центре Москвы две женщины, погибли в результате аварии с участием Mercedes, на котором на работу ехал Анатолий Барков, могущественный топ-менеджер нефтяной компании "Лукойл". "Офицеры дорожной милиции - вероятно, самой презираемой касты, известной своей глубокой коррумпированностью - не колеблясь сразу же обвинили двух женщин, утверждая, вопреки очевидному, что они неожиданно выехали на полосу встречного движения", - излагает суть дела Франкетти.
"Несмотря на 15 телекамер, чиновники заявили, что записей этого дорожного происшествия нет", - пишет издание. "Но позднее эта история стала одной из самых обсуждаемых в блогосфере. Ассоциация автомобилистов начала свое расследование. Десятки очевидцев заявили, что готовы заявить в суде, что ДТП спровоцировал автомобиль Баркова... За этим последовало открытое письмо Дмитрию Медведеву. Протест общественности был настолько необычным фактом, что Кремль не смог его проигнорировать", - подчеркивает издание.
"Через несколько недель дорожная милиция оказалась в центре другого скандала после того, как приказала десяткам водителей поставить свои автомобили посреди дороги, чтобы блокировать автостраду. С какой целью? Чтобы использовать их как человеческий щит в попытке задержать преступника. Об этой истории стало известно после того, как один из привлеченных водителей, испытывая огромное возмущение, выложил видео на YouTube, в результате ответственные за эту историю милиционеры были уволены", - продолжает итальянский журналист.
Наконец, российские автомобилисты, недовольные беспределом чиновников на дорогах, договорились в интернете и начали ездить по Москве и Петербургу с детскими пластиковыми статью голубыми ведерками на крыше автомобилей, которые издалека можно принять за "мигалку". Российский интернет переполнен видео обычных водителей, которые, изучив Конституцию и Уголовный кодекс, противостоят милиции, поражается зарубежный наблюдатель.
Как бы то ни было, интернет-правдоборцы вряд ли сильно преуспеют, пишет La Stampa. "Милиционер, вверивший свою судьбу YouTube, почти наверняка предстанет перед судом. Водитель Баркова, поверьте мне, может не волноваться, вне зависимости от исхода расследования дорожно-транспортного происшествия", - указывает автор статьи.
"Но благодаря интернету простые русские, которые больше не могут терпеть, все чаще находят возможность выразить свой протест, который еще совсем недавно рождался и умирал дома на кухне. И эти малые по масштабам протесты оказывают влияние на общество, - полагает обозреватель. - Несомненно, это всего лишь первые робкие признаки рождения гражданского общества, но они становятся все более жесткими и многочисленными, чем те, что можно было наблюдать за предшествующие 10 лет".