Главный акционер Group Menatep Ltd. (GML) Леонид Невзлин впервые выиграл гражданское дело в российском суде По решению Пресненского райсуда, утвержденному Мосгорсудом, налоговая инспекция №4 обязана выдать ему справку "о наличии или отсутствии долгов по налогам"
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Главный акционер Group Menatep Ltd. (GML) Леонид Невзлин впервые выиграл гражданское дело в российском суде
Пресс-центр Михаила Ходорковского
 
 
 
По решению Пресненского райсуда, утвержденному Мосгорсудом, налоговая инспекция №4 обязана выдать ему справку "о наличии или отсутствии долгов по налогам"
Архив NEWSru.com
 
 
 
Пресненский суд на первом процессе встал на сторону налоговиков, утверждающих, что они не обязаны вступать в переписку с лицом, находящимся в международном розыске
Архив NEWSru.com

Главный акционер Group Menatep Ltd. (GML) Леонид Невзлин впервые выиграл гражданское дело в российском суде. По решению Пресненского райсуда, утвержденному Мосгорсудом, налоговая инспекция №4 обязана выдать ему справку "о наличии или отсутствии долгов по налогам". Этот документ нужен Невзлину для процесса в Высшем суде справедливости Израиля, где рассматривается вопрос о законности получения им израильского гражданства, пишет "Коммерсант". Однако представитель Невзлина Эрик Вольф отметил, что говорить о полной "победе" пока преждевременно, поскольку справка из инспекции до сих пор не получена.

Справка налоговой инспекции №4 понадобилась Невзлину для процесса об экстрадиции. Ранее, до начала уголовного преследования Невзлина, справка официально сообщала, что в результате проверки его налоговой декларации установлено отсутствие у него задолженностей перед госбюджетом. После эмиграции Леонида Невзлина в Израиль налоговики вообще отказались выдавать ему хоть какой-то письменный ответ, что и побудило его обратиться в суд.

Сначала Пресненский суд отказал ему в иске, однако при повторном рассмотрении дела после отмены предыдущего решения Мосгорсудом иск наконец был удовлетворен и ответчика обязали выполнить просьбу истца о выдаче справки. Попытка налоговой инспекции обжаловать решение и тем самым оттянуть его выполнение на этот раз оказалась безуспешной: горсуд утвердил решение об удовлетворении иска.

Решение суда отказались комментировать обе стороны. Адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов заявил, что комментариев не будет "по тактическим соображениям", помощник Невзлина в Израиле Эрик Вольф отказался говорить об этом решении до его выполнения, а именно получения требуемой справки.

В свою очередь, в УФНС по Москве потребовали от "Коммерсанта" запрос по факсу, а получив его в минувшую пятницу, начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ Ирина Николаева заявила, что отвечать на него не будет, так как запрос прислан не по почте и "поэтому не является официальным".

Напомним, Леонид Невзлин год назад обратился через своего адвоката Дмитрия Харитонова в инспекцию №4 управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Москве (по месту официальной регистрации как физического лица) с просьбой выдать ему справку о наличии или отсутствии у него задолженности по налогам. Инспекция его запрос проигнорировала. Тогда Невзлин поручил защитнику Харитонову подать в суд исковое заявление о признании действий налоговой инспекции неправомерными и обязании ответчика выдать ему требуемую справку.

Пресненский суд на первом процессе встал на сторону налоговиков, утверждающих, что они не обязаны вступать в переписку с лицом, находящимся в международном розыске. Напомним, что постановление о розыске в отношении Леонида Невзлина вынес 15 января 2004 года старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Салават Каримов, в сентябре этого года вынужденный уйти на пенсию, так как его не взяли на работу в следственный комитет при Прокуратуре РФ.

Невзлин тогда обвинялся лишь по части 2 нетяжкой 198-й статьи УК (уклонение от налогообложения в особо крупном размере). В частности, Леониду Невзлину, как позже другим акционерам Group Menatep Ltd. Василию Шахновскому, Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, инкриминировали заключение "притворных сделок" - договоров на оказание консалтинговых услуг офшорной фирме с острова Мэн Status Services Ltd.

Все они получали в налоговых инспекциях по месту регистрации патенты предпринимателя без образования юридического лица, дающие право платить НДС и взносы в Пенсионный фонд лишь в размере стоимости этого патента (от 750 до 2 тысяч рублей). На самом деле, как полагала прокуратура, никаким консультированием никто не занимался, а таким способом акционеры Group Menatep Ltd укрывали от налогообложения "вознаграждения, получаемые за работу в банке МЕНАТЕП, ЗАО "Роспром" и ООО "ЮКОС-Москва". По подсчетам следователя Каримова, Леонид Невзлин, в частности, задолжал госбюджету 27,4 млн рублей.

Позднее Генпрокуратура дополнительно обвинила Леонида Невзлина в организации нескольких убийств и покушений и направила запрос о его экстрадиции из Израиля, где он проживает со второй половины 2003 года. Для ускорения процесса экстрадиции российская прокуратура наняла израильского адвоката Йорама Мушката, который заявил, что будет оспаривать в Высшем суде справедливости Израиля законность получения Невзлиным израильского гражданства. По мнению Мушката, Леонид Невзлин при получении гражданства скрыл тот факт, что в России является фигурантом уголовного дела, а следовательно, он должен быть лишен гражданства и экстрадирован в Россию.

Помощник Невзлина прокомментировал "пока не полную победу" бизнесмена

Эрик Вольф, помощник Леонида Невзлина, согласился прокомментировать ход дела в беседе с корреспондентом NEWSru Israel. По его словам, в некотором смысле, можно говорить о первом выигранном Невзлиным деле в российском суде, поскольку есть положительное решение суда, а ни до, ни после 2003 года, когда бизнесмен покинул Россию, он не обращался с исками в российские суды. В то же время, Эрик Вольф отметил, что говорить о полной "победе" пока преждевременно, поскольку справка из российской налоговой инспекции Невзлиным до сих пор не получена.

По словам Вольфа, представители Невзлина вели в российских судах два процесса: они добивались выдачи справки об отсутствии налоговой задолженности и выписки их клиента из квартиры в Москве, в которой он до сих пор прописан. "Первая история была просто смешной. Наши адвокаты попросили справку в налоговой инспекции. Сначала им было заявлено, мол справку не можем выдать, потому что у Невзлина есть задолженность 54 рубля и сколько-то копеек. Адвокаты взяли счет в налоговой и оплатили его. Когда через несколько дней они принесли платежный документ, им заявили, что пока вы оплачивали этот счет, у него еще 7 копеек долга набежало. Когда было предложено на месте погасить и эту "задолженность", налоговики признались, что не могут выдать справку гражданину Невзлину, поскольку есть такое указание сверху".

При этом, как отметил помощник Невзлина, в налоговой инспекции №4 отказались в письменной форме разъяснить причину отказа в выдаче стандартной справки. Именно после этого адвокаты Невзлина обратились в суд, который выиграли "со второй попытки", а затем добились признания справедливыми требований своего клиента после апелляции со стороны налоговой инспекции.

"Второй процесс", которым занимаются адвокаты Невзлина, пока успехом не увенчался. Им так и не удалось добиться того, чтобы УВД выписало Невзлина из московской квартиры, владельцами которой являются его родственники, в которой он до сих пор прописан. "В УВД отказались объяснять, почему постоянно проживающего в Израиле гражданина они отказываются выписать из московской квартиры. Мы обратились в суд. Но представители УВД не явились на суд. Судья наш иск удовлетворить отказалась, никаких объяснений по этому поводу дано не было", – рассказал Вольф.

Вольф также добавил: "Нам пригодятся любые документы, из любых судов, если по этим документам можно будет говорить о нарушениях прав Леонида Невзлина". Он подчеркнул, что подобные документы могут быть использованы при обращении в международные суды.