Мосгорсуд изменил наказание одной из активисток Pussy Riot Мосгорсуд рассмотрел кассационую жалобу на приговор нижней инстанции, которая 17 августа признала трех активисток Pussy Riot
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Мосгорсуд изменил наказание одной из активисток Pussy Riot
Reuters
 
 
 
Мосгорсуд рассмотрел кассационую жалобу на приговор нижней инстанции, которая 17 августа признала трех активисток Pussy Riot
Вести
 
 
 
Уже за два с половиной часа до начала там дежурили три машины с сотрудниками правоохранительных органов, территорию патрулировали усиленные наряды полиции
Вести
 
 
 
"Судебная коллегия Мосгорсуда с учетом изложенных обстоятельств посчитала возможным применить в отношении Самуцевич условное наказание с испытательным сроком в два года"
Reuters

Мосгорсуд рассмотрел кассационую жалобу на приговор нижней инстанции, которая 17 августа признала трех активисток Pussy Riot - Марию Алехину, Екатерину Самуцевич и Надежду Толоконникову - виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды и решила отправить их на два года в колонию. Предыдущее заседание главного столичного суда было фактически сорвано неожиданным отказом Самуцевич от услуг своих адвокатов в связи с "несовпадением позиций".

Выслушав доводы обеих сторон, на что ушло почти четыре часа, судебная коллегия под председательством Ларисы Поляковой вынесла вердикт: приговор в отношении Толоконниковой и Алехиной оставить без изменений, Самуцевич же заменить наказание на условное. Послабление стало возможным после того, как новый адвокат девушки сумела убедить суд в том, что степень вины ее подзащитной - меньше, чем остальных осужденных.

"Судебная коллегия Мосгорсуда с учетом изложенных обстоятельств посчитала возможным применить в отношении Самуцевич условное наказание с испытательным сроком в два года", - цитирует ИТАР-ТАСС судью.

Если в течение этого срока Самуцевич нарушит ряд ограничений, установленных законом, либо совершит иное преступление, то условный срок может быть заменен на реальный. Также девушка обязана отмечаться в надзирающем органе не менее двух раз в месяц. Сегодня девушка была освобождена в зале суда.

Что касается Толоконниковой и Алехиной, то в течение полугода их адвокаты могут подать надзорную жалобу на приговор суда. Защитники уже сообщили, что обратятся и в надзор и в Европейский суд по правам человека.

- Алехиной и Толоконниковой не дали досидеть в СИЗО
- ЕР истолковала решение по-своему: суд не жаждал кары
- Алехина вступила в полемику с Путиным
- Толоконникова едва не разозлила судью
- Мосгорсуд усомнился в компетентности эксперта, дававшего заключение по делу Pussy Riot
- Басилашвили и Макаревич осудили новый приговор Pussy Riot, Пригожин и Ваенга - поддержали

Освобожденной Екатерине Самуцевич позже пришлось спасаться бегством от журналистов, передает РИА "Новости". Когда она вышла из суда, журналисты и съемочные группы окружили ее и долго не давали уйти, требуя комментариев.

Самуцевич сказала только, что рада освобождению, но очень устала, поэтому пообщается с прессой позже.

Что было в суде

В этот раз судебное заседание по делу Pussy Riot прошло без столкновений между сторонниками и противниками активисток. Первая акция протеста началась еще рано утром: ко входу прибыл сторонник подсудимых и начал одиночный пикет. А вскоре после начала слушаний на одном из расположенных рядом жилых домов появился большой баннер с надписью: "Богородица, Путина прогони". К началу заседания у ворот собрались и верующие, принявшиеся читать молитвы. Религиозные активисты намеревались пройти к часовне, построенной на территории судебной инстанции, однако их не пустили внутрь приставы. После этого православные начали молиться перед входом - прямо напротив сотрудников ФССП, сообщает "Интерфакс".

Адвокаты подсудимых в начале заседания ходатайствовали о вызове в суд свидетелей - экспертов по психолого-лингвистичееской экспертизе и следователей, которые вели предварительное расследование. А также журналистов и фотокорреспондентов, которые стали свидетелями "панк-молебна" в храме Христа Спасителя, передает РАПСИ.

Адвокаты потерпевшей стороны высказались за отказ в удовлетворении ходатайств защитников Pussy Riot, ссылаясь на то, что отсутствует аргументация необходимости вызова свидетелей в суд. Как отметил один из защитников потерпевшей стороны, подача ходатайств имеет целью затягивание процесса. Судебная коллегия согласилась с юристами стороны обвинения.

Последние также потребовали отказать в удовлетворении ходатайства защитников подсудимых об отмене выводов экспертизы, проведенной по делу скандальной акции в ХХС. Адвокат Виолетта Волкова заявила о том, что вопросы, поставленные перед экспертами, не относились к сфере их профессиональной деятельности. Вновь согласившись с прокурором и адвокатами потерпевших, судебная коллегия отказала в удовлетворении прошения о назначении повторной экспертизы.

Самуцевич объяснила причины отказа от адвокатов

Новая адвокат Самуцевич - Ирина Хрунова - в своей жалобе также попросила отменить приговор. По ее мнению, суд зря расценил действия всех трех подсудимых как идентичные.

"Оскорблять верующих я не собиралась. Я с уважением отношусь к любой религии. Если мы задели чьи-либо чувства, мы приносим извинения. Акция была политической", - заявила сама активистка, взяв слово. Она пояснила, что не признает себя виновной в хулиганстве, так как не считает "панк-молебен" чем-то незаконным. Он был направлен против действующей власти, а не против верующих, подчеркнула девушка.

Самуцевич также разъяснила, почему ранее отказалась от услуг адвокатов. По словам подсудимой, в ситуации, когда трех девушек защищают трое юристов, ей было сложно рассчитывать на получение должной доли внимания и адекватное представление ее позиции.

Позже адвокат активистки подробно разъяснила суду, почему в отношении ее подзащитной приговор должен быть отменен. Как напомнила юрист, суд признал девушек виновными в танцах, махании ногами и руками, выкрикивании бранных слов на солее и амвоне. Однако Самуцевич, отметила адвокат, этого не делала: девушку вывели из храма до того, как начался "панк-молебен". Активистке удалось лишь перешагнуть через заграждение, подняться на несколько ступенек, снять пальто, надеть балаклаву и достать гитару. Однако ни спеть, ни станцевать она не успела, отметила Хрунова. Действия, которые суд квалифицировал как хулиганство, были совершены, когда Самуцевич уже была выведена из храма, подчеркнула защитник.

Уже когда Самуцевич освободили, блоггер Рустем Адагамов пошутил так: "Неучастие в кощунственной акции судья Полякова оценила в два года условно".

Алехина перевела название Pussy Riot и напомнила Путину о "сортире"

Взявшая слово следующей Алехина выразила солидарность с Самуцевич в том, что касается отсутствия намерения оскорбить религиозные чувства. Она отметила, что сама является христианкой. А также напомнила, что ранее неоднократно приносила верующим свои изменения, однако "о них вытерли ноги". Извинений же виде раскаяния, заявила подсудимая, не будет, так как, по ее словам, это будет означать признание вины.

"Мы шли в храм, чтобы выразить свой отчаянный протест против политических элит. Возможно, форма нашего протеста была неприемлема для народных масс, видимо, наше общество еще не готово понять "панк-молебен", - заявила Алехина.

Девушка также обвинила СМИ в "выливании грязи", а "государственную машину" - в ведении "изматывающего судебного процесса". Алехина добавила, что она и другие активистки выступают против различных акций, связываемых с ними: спиливания крестов, осквернения икон и тому подобного. И попросила журналистов не приписывать им лишнего. А также пообещала не отказываться от своих политических взглядов в колонии. "Даже находясь в Мордовии и в Сибири, мы все равно не будем молчать, как бы вам ни хотелось", - заявила Алехина.

Судья несколько раз пыталась перебить подсудимую и напомнить, что суд кассационной инстанции - это не политическая площадка, и требовала говорить по существу претензий к приговору. Алехина, однако, сумела закончить речь, которая, очевидно, была заранее подготовлена, но презентовала девушка ее без бумажки. Напоследок она припомнила заявление Владимира Путина о том, что он знает, но не может в эфире произнести перевод "Pussy Riot". "Я могу назвать. "Pussy Riot" переводится как "бунт кисок". Едва ли это более неприлично, чем Ваши слова про "мочить в сортире", - заявила Алехина.

Толоконникова предсказала войну

Третьей выступала Толоконникова. Она заявила, что судья Хамовнического суда изначально была настроена на обвинительный приговор: после показаний подсудимых им не было задано судом и прокурором ни одного вопроса, не были допрошены свидетели, которые могли охарактеризовать личность подсудимой. По ее словам, обвиняемые были лишены возможности конфиденциально пообщаться с защитниками. Также девушка призвала всех сомневающихся в искренности Pussy Riot посмотреть видеоклип из ХХС - тогда станет ясно, что акция была не религиозной, отметила активистка.

Что касается оскорбления религиозных чувств верующих, Толоконникова также заявила, что цели обидеть кого-либо не было, а акция в ХХС была лишь политическим шагом. Раскаяние неприемлемо, отметила девушка, так как "религиозной ненависти" не было. "Нельзя каяться в том, чего не делала. Но я готова извиниться, я извиняюсь и извинялась ранее. У меня нет повода врать. Я прошу отменить приговор. Я не являюсь виновной юридически", - заявила подсудимая. Она также продемонстрировала смирение, заявив, что, даже уехав на два года в колонию, в себе она не сохранит ненависти.

Как и Алехина, Толоконникова попыталась использовать возможность заявить о своей гражданской позиции, чем сразу же вызвала сопротивление судьи. Председатель коллегии несколько раз перебивала подсудимую и требовала говорить по существу. В итоге она окончательно остановила выступление Толоконниковой и попросила девушку присесть.

"Мы уедем в колонию, а тут начнется гражданская война. Путин все для этого делает!" - значительно повысив голос, заявила из клетки Толоконникова. Судья призвала активистку не кричать и передала слово адвокатам.

Отметим, что в ходе заседания судья делала аналогичные замечания и представителям стороны обвинения. Адвокат потерпевших Алексей Таратухин, эмоционально говоривший о поведении девушек в храме и недоверии к их заявлениям, также получил от судей требование говорить по существу.

Адвокаты попросили вспомнить о детях и "наказать" Путина

Выступавшие следом адвокаты, во-первых, указали на доказательства того, что их подзащитные не хотели обижать верующих. По словам Волковой, обвиняемые пришли в храм не во время богослужения, дабы никому не мешать, а также намеренно не заходили в алтарь. О том, что стоять на солее также нельзя, девушки, отметила адвокат, не знали. "Состав преступного деяния не доказан ни в суде, ни в процессе предварительного следствия", - заявила юрист и потребовала отменить приговор Хамовнического суда.

Далее адвокат Марк Фейгин говорил о процессуальных нарушениях, допущенных судом нижестоящей инстанции. Он упомянул, в частности, сложные условия проведения предыдущих слушаний, которые сравнил с пытками. Однако наиболее эмоциональной стала часть выступления адвоката, в которой он попросил Мосгорсуд вынести определение президенту России Путину, который, по мнению Фейгина, прямо или опосредовано оказывал давление на суд.

Адвокат Николай Полозов говорил о том, что Хамовнический суд не учел многие смягчающие обстоятельства в деле его подзащитных. У двоих девушек, напомнил он, есть малолетние дети, для которых разлука с матерями может стать трагедией. Также он указал на наличие у подсудимых положительных характеристик и отсутствие судимостей.

Позиция обвинения

"Никто крови подсудимых не жаждет", но решение суда - "законно и обосновано", потому приговор пересмотрен быть не должен, заявил представитель защиты потерпевших Лев Лялин. Он заметил, что храм остается храмом вне зависимости от того, знают люди о правилах поведения в нем или нет. К тому же это общественное место, отметил юрист. Он также выразил несогласие с позицией защиты касательно характера "панк-молебна" - это не политическая, а именно религиозная акция, считает адвокат: "Их песня про Богородицу унижает и оскорбляет чувства верующих, является неприемлемой".

Адвокат Таратухин говорил о том же. "Действия осужденных ни к политике, ни к демократии, ни к свободе не имеет никакого отношения", - заявил он. "В главном православном храме страны женщина молит их прекратить правонарушении, а они ее отталкивают. Это что, по мотивам религиозной любви и нежности было сделано?" - поинтересовался адвокат потерпевших. Он также негативно оценил просьбу о судебном определении Путину: "У каждого есть свобода мнения и свобода слова. Мы что, должны принудить высшее должностное лицо страны отказаться от своего мнения?"

Следующей выступала Лариса Павлова, представляющая интересы сразу шести потерпевших. Она сочла оскорбительным поведение подсудимых в ходе судебного разбирательства: "Просили пригласить гражданина Гундяева, спрашивали, как записаться к нему на прием… Возле суда было организовано шельмование и улюлюкание". "То, что Самуцевич не плясала и не задирала ноги, еще не дает ее защите оснований просить о прекращении уголовного дела", - настаивала адвокат.

ЕР истолковала решение по-своему: суд не жаждал кары

Решение отпустить на свободу Екатерину Самуцевич говорит о том, что правосудие жаждет не наказания девушек, а стремится к восстановлению справедливости, считает заместитель секретаря Генсовета "Единой России" Андрей Исаев, которого цитирует РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу ЕР.

"Я считаю, решение суда носит справедливый характер. Оно показывает, что у суда нет желания кровожадно расправиться с кем-либо", - сказал Исаев.

По его словам, когда Самуцевич выразила раскаяние по поводу случившегося, ей была заменена мера наказания на условное. "Для всех же, кто продолжает упорствовать и делать из суда спектакль, для всех, кто продолжает издеваться, оскорблять чувства людей, приговор остался в силе", - подчеркнул Исаев.

При этом он напомнил, что Алехина и Толоконникова могут обратиться к президенту с просьбой о помиловании. "Для этого они просто должны признать свою вину. Я уверен, если такая просьба последует, то президент их помилует", - добавил заместитель секретаря генсовета. "В любом случае, правосудие показало, что в данном случае оно жаждет не наказания, а стремится к восстановлению справедливости", - заключил Исаев.