Прапорщик полиции Вадим Бойко, известный по прозвищу "Жемчужный прапорщик" и обвиняемый в противоправных действиях во время разгона митинга сторонников Конституции 31 июля 2010 года у Гостиного двора, представ перед судом, пытается отрицать, что обзывал протестующих "хорьками".
На вопрос суда, обращался ли он к митингующим с использованием ненормативной лексики, Бойко ответил, что его обращение не было адресовано собравшимся у Гостиного двора, передает "Интерфакс". "Хорьков-то там не было", - сказал Бойко.
В понедельник стороны ознакомились с исходной видеозаписью событий 31 июля 2010 года у Гостиного двора на мини-кассете. На заседании был допрошен один из сослуживцев Бойко.
Это полицейский Федяшов, проходящий (или ранее проходивший – нынешнее место работы Бойко выяснить так и не удалось) службу в одном полку ППС с Бойко. Бойко не был агрессивен, вел себя как обычно, а вот митингующие препятствовали задержанию и выкрикивали оскорбления, утверждал Федяшов. На прямой вопрос государственного обвинителя "Была ли необходимость в применении спецсредств против потерпевшего Семёнова?", свидетель, поколебавшись, ответил: "Нет".
Резиновая палка в руке Бойко не соответствует описанию спецсредств, которые были выданы сотрудникам ППС: на видео отчетливо видно, что палка не прямая, а с ручкой. Ранее описание спецсредств дал в своих показаниях заместитель командира полка ППС Денисеня. Он утверждал, что в тот день на вооружении состояла ПР – палка без боковой ручки.
Сам же Бойко подтвердил, что узнаёт себя на видеозаписи, но Семёнова не бил, "рука дёрнулась". Но его поразил звук при "ударе". "Если бы я ударил так, как это слышно, то убил бы его, я 15 лет в ОМОНе".
Оригинал видеозаписи, которая уличает прапорщика Бойко в противоправном поведении, предоставила телекомпания "Невский экспресс". Возле здания суда прапорщика Бойко попытались также расспросить о его поведении, сообщается на сайте телекомпании. "Вадим, так а кого Вы называли хорьками-то всё-таки?", - спросили Бойко. "Вы там хорьков видели? И я не видел!" - сказал он. "А кого же Вы называли (хорьками)?" - последовал вопрос к прапорщику, но Бойко промолчал.
Кстати, выступая на телеканале НТВ в декабре 2010 года, Бойко не отрицал, что обзывал людей "хорьками". Он говорил тогда, что в слове "хорьки" ничего обидного нет. "Я же не поросятами их назвал, в конце концов. Чем им хорьки не понравились? Хороший зверек, пушистенький", - говорил тогда прапорщик Бойко.
Защита прапорщика Бойко попросила суд вернуть дело в прокуратуру из-за ошибок в материалах следствия. Адвокат Анна Мюррей отметила, что в деле неверно указано спецсредство, которым, по версии следствия, прапорщик нанес удары потерпевшим. Адвокат подала ходатайство о возвращении дела в прокуратуру, но государственный обвинитель не смог сразу высказать свое отношение к заявлению защиты и попросил суд отложить его рассмотрение на следующее заседание. Следующее заседание суд назначил на 21 июля.
Как свидетельствовала видеозапись, размещенная в интернете, прапорщик обзывал участников акции "хорьками", бил одного из них дубинкой по голове, таскал за волосы, а на его руке красовался браслет из жемчуга, что и помогло опознать прапорщика, которого первое время упорно не желало выдавать на разбирательство руководство ГУВД Санкт-Петербурга и области, делая вид, будто не может установить личность собственного сотрудника.
ПРИМЕЧАНИЕ: На видео скандальный эпизод начинается в 7:17
Но из-за вызванного поступком Бойко общественного резонанса власти все-таки вынуждены были возбудить уголовное дело по части 3 статьи 286 УК РФ "превышение полномочий с применением оружия или спецсредств". Вскоре Бойко добровольно явился к следователю, ему было предъявлено обвинение. Двухмесячный срок расследования дела истекал в конце октября 2010 года, однако он был продлен из-за того, что Бойко долгое время находился на лечении после нападения неизвестного в сентябре прошлого года.
1 ноября 2010 года нападению подвергся адвокат Александр Ерошенко, представляющий интересы Бойко. С тяжелыми травмами он попал в реанимацию. В связи с нападением на адвоката Ерошенко срок расследования уголовного дела снова продлили. При этом Следственный Комитет РФ уже собирался передавать дело в суд до конца декабря, однако фигуранты никак не могли завершить ознакомление с материалами. 29 декабря 2010 года Следственное управление СК РФ по Санкт-Петербургу завершило производство дела и направило его прокурору с обвинительным заключением.