Пока власти расследуют взрывы на шахте "Распадская" в Кемеровской области, выжившие шахтеры рассказывают о том, как они выбирались на поверхность. Горнорабочий Сергей Тимофеев поведал изданию Life News, как он два километра нес на себе своего друга. Однако спасти товарища ему все же не удалось, он умер от отравления метаном. Слесарь шахты, в свою очередь, рассказала, как оказавшиеся под завалами после второго взрыва люди просили о помощи.
Как пишет "Комсомольская правда", спаслись в основном те, кто не поддался панике и вспомнил инструкцию. Люди воспользовались так называемыми самоспасателями - защитными масками с запасом кислорода, и двинулись искать выход.
- Шахтер спасся от гибели, поменявшись со сменщиком
По словам шахтера Сергея Тимофеева, после первого взрыва он подхватил друга Владика Вавилова и понес его. У товарища оказалась сломана коленная чашечка, и он корчился от боли. Как рассказал горняк, они дважды хотели свернуть на запасные выходы, где бы точно погибли оба. Однако после взрыва дежурный по шахте передал указание подниматься наверх, идя строго на створ. По словам шахтера, дым стоял такой, что не было ничего видно на расстоянии протянутой руки. Вместе с друзьями к выходу пробирались 10-12 человек, все шли, падали, поднимали друг друга и снова шли.
Тех, кто сломал руки или ноги, горняки несли на себе. Наверху оказалось, что почти все спасенные погибли. "Надо было нам куртки снять и за руки взяться всем. Так бы больше человек бы вывели, никого бы не потеряли..." – говорит Сергей Тимофеев.
Полтора километра нес на себе товарища и 27-летний шахтер Алексей Перминов. Вадим Емелькин сломал ногу и уже готовился к смерти, так как не мог идти. Неожиданно его подхватил и понес на себе Алексей. У самого выхода из шахты Алексей увидел проходчика Павла Ефремова, тот неправильно воспользовался самоспасателем и задыхался. Алексей Перминов откачал молодого шахтера и помог ему включить дыхательный аппарат. Последние метры Перминов шел без маски. Он получил серьезное отравление угарным газом и сейчас находится в больнице.
Еще один шахтер Александр Максимов признался, что спастись ему помогала нелепая мысль о том, что он ни разу не испытал купленную накануне инцидента удочку. "Дышать было нечем, ноги не слушались, а эта удочка меня вытянула. Можно сказать, был на крючке у жизни. И добрался, смог", - говорит горняк.
Как отмечают выжившие шахтеры Андрей Иваненко и Сергей Семенов, после первого взрыва вышли те, кто смог идти. В шахте, по их сломам, дым стоял такой, что сжигало глаза. После первого взрыва в шахте выгорел кислород, второй взрыв спалил в шахте все живое, и шахта стала настоящей раскаленной печью.
Слесарь шахты "Распадская" по имени Татьяна (фамилия женщины не сообщается) рассказала Life News, как дозвонилась на участок после второго взрыва и услышала, как оказавшиеся под завалами люди просили о помощи.
По словам очевидцев, после первого взрыва паники почти не было. Десятки людей поднимались на поверхность, на глубину ушли 20 спасателей. Как рассказывает Татьяна, около трех часов ночи подъехала четвертая смена шахтеров. Первый взрыв прогремел 8 мая в 20:55 по московскому времени (23:55 по местному), второй - через четыре часа после него.
По словам Татьяны, она сидела в своей диспетчерской будке и читала. Неожиданно будку сначала затрясло, все засверкало, потухли лампы. Будка запрыгала, и на нее начали падать обломки, отлетела дверь. Во время взрыва Татьяна оказалась на полу, когда наступило затишье, она на четвереньках добралась до двери. "Двери нет, там какие-то плиты лежат. Между ними мужики кричат: "Убегайте! Уходите дальше! Сейчас еще будет!" И в этот момент я выползла из будки и пошла", - рассказала женщина.
По словам Татьяны, выбравшись из диспетчерской, она подошла к другим женщинам, у кого-то взяла сотовый телефон и позвонила на участок. Как вспоминает Татьяна, было слышно, как шахтеры, оказавшиеся под завалами, стонали и кричали. Стоны были все громче и громче, и у женщины началась истерика.
Татьяну спасатели попросили провести их к подстанции и к вентилятору. Дежурные на вентиляторе женщины сильно пострадали. Одну из них откопали с переломами ног и без сознания. После сделанной операции ее перевезли в Ленинск-Кузнецк. Еще одна сотрудница Елена Безбородова находится в больнице с отравлением. Женщина рассказала, что после взрыва, когда она хотела бежать и обернулась за сумкой, рухнула стена диспетчерской.
Как рассказал "Комсомольской правде" 50-летний шахтер Александр Злочевский, он 27 лет проработал на шахте, однако такое с ним случилось впервые. По словам горняка, вначале люди услышали хлопок и не подумали, что случилось что-то страшное, однако, когда потянуло гарью, поняли, что взорвался газ. "Мы поднялись метров на 50 выше. Смотрим, а там люди лежат. Мы к ним. Двое уже не дышат, а один живой еще. Мы ему давай помогать, самоспасатель дали, а он уже все... Задохнулся... Так на руках у нас и умер", - говорит горняк.
По словам Александра Злочевского, сначала у него началась паника, но потом он взял себя в руки, сел, успокоился и пошел дальше. "Я понял, что такое ад, и осознал, что такое смерть", - признался шахтер.
Шахтер Владимир Горбачук рассказал, что спасся вместе с сыном просто чудом. Примерно в 23:40 он зашел в деревянную будочку, которая находилась в забое. Взрыв прогремел через несколько минут. Разлетевшиеся во все стороны куски металла и бетона травмировали тех, кто был в эпицентре взрыва. Но стены будки помогли Владимиру уцелеть. Сын Горбачука, работавший в забое ниже, решил подняться к отцу буквально за несколько минут до трагедии, и это спасло ему жизнь.