Задержанные в рамках громкого дела о поставках кокаина из Аргентины в Россию и свидетели на допросе рассказали о своих контактах с предполагаемым организатором перевозок - бизнесменом Андреем Ковальчуком, арестованным в начале марта в Германии Выяснилось, что первый секретарь посольства России в Аргентине Олег Воробьев, отвечающий за безопасность диппредставительства, в течение двух лет созванивался и встречался с Ковальчуком. Именно Воробьев, как следует из материалов дела, принял решение проверить чемоданы Ковальчука
 
 
 
Задержанные в рамках громкого дела о поставках кокаина из Аргентины в Россию и свидетели на допросе рассказали о своих контактах с предполагаемым организатором перевозок - бизнесменом Андреем Ковальчуком, арестованным в начале марта в Германии
©РИА Новости / ЦОС ФСБ РФ
 
 
 
Выяснилось, что первый секретарь посольства России в Аргентине Олег Воробьев, отвечающий за безопасность диппредставительства, в течение двух лет созванивался и встречался с Ковальчуком. Именно Воробьев, как следует из материалов дела, принял решение проверить чемоданы Ковальчука
Reuters

Задержанные в рамках громкого дела о поставках кокаина из Аргентины в Россию и свидетели на допросе рассказали о своих контактах с предполагаемым организатором перевозок - бизнесменом Андреем Ковальчуком, арестованным в начале марта в Германии. Корреспондент РБК ознакомился с материалами расследования.

В частности, выяснилось, что первый секретарь посольства России в Аргентине Олег Воробьев, отвечающий за безопасность диппредставительства, в течение двух лет созванивался и встречался с Ковальчуком. Именно Воробьев, как следует из материалов дела, принял решение проверить чемоданы Ковальчука в подсобке школы при посольстве РФ в Буэнос-Айресе, где было обнаружено 389 кг кокаина.

По данным следствия, чемоданы с наркотиками должны были вылететь в Москву еще в декабре 2016 года - военным бортом из Монтевидео. Однако дипломаты и полиция двух стран помешали его отправке. Шанс послать наркотик в Россию - под контролем спецслужб - представился только через год. До этого ФСБ и дипломаты сорвали как минимум одну попытку Ковальчука вывезти чемоданы.

Согласно материалам дела, Ковальчук передавал посылки в Россию через сотрудников посольства с 2012 года, и как минимум один раз при этом использовался военно-транспортный самолет.

Ранее сообщалось об аресте по делу шести человек - трех предполагаемых сообщников контрабандистов в России - Владимира Калмыкова, Иштимира Худжамова и бывшего сотрудника посольства Али Абянова, руководителей фонда "Русские православные меценаты в Латинской Америке" (MORAL) ​ Ивана Близнюка и Александра Чикало в Аргентине, а также Андрея Ковальчука в Германии.

Первый секретарь посольства рассказал об общении с Ковальчуком

Олег Воробьев, проходящий по "кокаиновому делу" свидетелем, работает в посольстве России в Аргентине с конца 2015 года. В его обязанности входит помимо прочего "обеспечение безопасности посольства и его сотрудников", рассказал он на допросе руководителю российской следственной группы полковнику МВД Александру Забродину.

Впервые Воробьев, по его словам, встретил Ковальчука в феврале 2016 года, когда в Буэнос-Айрес прилетел замминистра внутренних дел Игорь Зубов. Полицейские России и Аргентины сыграли в футбол, а в российском посольстве устроили прием, куда попал и Ковальчук. Завхоз посольства Али Абянов представил его Воробьеву как сотрудника департамента безопасности МИД России. Во время приема они обменялись номерами телефонов, после чего Ковальчук несколько раз звонил Воробьеву, они беседовали на бытовые темы.

Ковальчук после этого посещал Аргентину еще как минимум трижды: весной 2016 года, в октябре и ноябре 2017 года. Каждый раз они общались с Воробьевым "на общие темы". О принадлежащих Ковальчуку вещах, оставленных на хранение в посольстве, речи не шло, утверждает Воробьев.

Ранее аргентинские СМИ упоминали российское официальное лицо, обозначенное как "господин О", в связи с прослушкой телефонных переговоров Ковальчука. Под "О", видимо, подразумевался Олег Воробьев. В одном из разговоров Ковальчук просил "О" помочь ему перевезти "12 коробок с коньяком и две большие коробки сигар", но тот отказался.

Адвокат Абянова Александр Костанянц рассказал РБК, что сотрудники посольства считали Ковальчука высокопоставленным силовиком, "куратором" дипломатов по линии спецслужб.

В материалах дела говорится, что чемоданы с кокаином в посольство в июле 2016 года принес Али Абянов. Их упаковали как дипломатическую почту, и следующие полтора года они хранились в подсобке под лестницей, рассказал следствию действующий завхоз посольства Игорь Рогов. Абянов, передавая дела Рогову и отвечая на его вопрос, предположил, что в чемоданах вино.

"По его словам, Ковальчук должен был приехать и забрать эти вещи. Ковальчука я тогда не знал и спросил у Абянова, кто это такой. Абянов ответил мне, что Ковальчук - это человек "из центра", то есть из МИД России. Абянов о Ковальчуке очень хорошо отзывался", - рассказал Рогов.

Осенью 2016 года Рогову позвонил человек, представившийся Ковальчуком, и спросил о вещах. Абянов, к тому времени уехавший в Москву, посоветовал Рогову отправить груз российским военным бортом из Монтевидео. По словам Рогова, он обращался к сотрудникам посольства, чтобы выяснить, возможно ли это, но безрезультатно. Он спрашивал о Ковальчуке у посла Виктора Коронелли, но тот сообщил, что ничего не знает ни о нем, ни о его вещах. Тогда Рогов обратился к Воробьеву, и тот решил их проверить. В чемоданах был обнаружен спрессованный белый порошок. О находке Воробьев доложил Коронелли.

Груз первыми изучили эксперты из Москвы

Как следует из материалов дела, 8 декабря 2016 года в Буэнос-Айрес прилетели из Москвы несколько оперативников МВД и специалистов из Института криминалистики ФСБ. Они осмотрели и вскрыли чемоданы, найдя внутри помимо брикетов открытые пачки кофе, специй (орегано, черного и белого перца), компакт-диски, коробки стирального порошка и туалетную отдушку. Во всех 360 брикетах, как показала аппаратура, оказался кокаин. После осмотра чемоданы по судебному решению изъяли сотрудники Национальной жандармерии Аргентины; их оснастили GPS-датчиками, а содержимое заменили на муку, пишет РБК. У подсобки установили камеру наблюдения, а в школе организовали круглосуточное дежурство.

Абянов, покинувший Аргентину в августе 2016 года и задержанный в декабре 2017-го, поддерживал общение с Роговым и время от времени интересовался судьбой чемоданов.

Периодически Рогову звонил сам Ковальчук. В июле 2017 года он справился у завхоза о состоянии чемоданов и упомянул, что в них находятся "его вещи, вещи Абянова и даже якобы вещи Матвиенко, имея в виду, очевидно, председателя Совета Федерации Матвиенко В.И.", говорится в показаниях Рогова. В пресс-службе Валентины Матвиенко РБК назвали сообщения "бредом".

Ковальчук пытался вывезти чемоданы в октябре 2017 года, но ему помешали. Спустя месяц он сделал еще одну попытку. Приехав в Буэнос-Айрес, Ковальчук впервые лично познакомился с Роговым. По словам завхоза, Ковальчук "говорил о себе, что работал во многих службах, в том числе российских спецслужбах, знаком и общается со многими высокопоставленными людьми, называл их фамилии". "Из речей Ковальчука следовало, что он живет то в России, то в Германии, что он и бывший военный, и психолог, и вообще специалист во многих областях", - рассказал МВД завхоз.

Рогов сообщил Ковальчуку, что его чемоданы перевезены в хранилище при посольстве и готовы к отправке в Россию ближайшим авиарейсом спецборта, запланированным на первую декаду декабря 2017 года. Ковальчука это устроило. По словам Рогова, встретить груз Ковальчук не мог. 12 декабря были задержаны приехавшие за чемоданами Иштимир Худжамов и Владимир Калмыков. Спустя несколько часов был задержан и Абянов. Из материалов дела следует, что он отправлял чемоданы Ковальчука с 2012 года. За свои услуги Абянов получил 3 тыс. долларов, признался он на допросе. Завхоз считал, что занимается контрабандой вина, кофе и полудрагоценных камней.

В организованной группе контрабандистов есть и неустановленные участники, следует из постановления о привлечении Ковальчука в качестве обвиняемого, датированного 19 декабря 2017 года. Следствие по делу продолжается.