Экс-министр финансов Алексей Кудрин выступил с обширной критикой политической власти - и в этот раз не только российской. Он заявил, что нового экономического кризиса миру, скорее всего, не избежать, а впредь хорошо бы ограничить свободу решений политиков в сфере государственных финансов. Иначе они так жируют в "тучные годы", что при спаде за это не расплатиться. И первой жертвой подобной политики падет еврозона, которую в нынешнем виде сохранить вряд ли удастся. Битва за Грецию уже проиграна, считает экономист.
Кудрин выступал на деловом завтраке, организованном Сбербанком РФ. И в очередной раз ополчился на отсутствие бюджетной дисциплины, раскритиковав рост государственных расходов. Фокус, впрочем, быстро переместился с России на Европу - которая сейчас очень хорошо иллюстрирует, чем это оборачивается.
Экс-министр объявил, что отсутствие бюджетной дисциплины в периоды экономического роста и излишняя медлительность политиков в принятии решений по преодолению кризисных явлений, приведшие к нынешней ситуации в еврозоне, заставляют подумать о необходимости ограничить свободу действий политиков в сфере государственных финансов, передает "Интерфакс" .
По его словам, в период экономического роста дефицит даже у развитых стран в 3% ВВП - зачастую избыточный дефицит, поскольку в период пика кризиса он становится существенным, а накопленный долг - чрезмерным. "Поэтому нам нужно, по-видимому, в практике правительств, в том числе развитых стран, существенно подправить те ориентиры, которые мы можем себе позволить в период успешного развития и роста. Для развивающихся стран эти ограничения еще более строгие, потому что мы еще более уязвимы в этих условиях", - сказал экс-министр финансов РФ.
"Политики в развитых странах не принимали необходимых решений, даже когда было понятно, что эти решения необходимы. Пока не возникли реальные проблемы, пока они не встали в полный рост, часто политики не готовы принимать решения, оттягивают их, играют в популизм. К сожалению, это тоже требует новых механизмов или правил, которые ограничивали бы действия политиков", - полагает Кудрин.
Итогом этого стала нынешняя ситуация: финансовый кризис в мире уже идет, за ним, скорее всего, последует и экономический, заявил экономист: "С точки зрения того бикфордова шнура, который зажегся и уже горит, мы вступаем в кризис. Финансовый кризис мы уже имеем, скорее всего, за ним последует и экономический. Какой степени и глубины - пока понять сложно".
Еврозону не сохранить в нынешнем виде
Кудрин невысоко оценивает шансы еврозоны на сохранение в нынешнем составе из-за тяжелейших долговых проблем, с которыми столкнулись сразу несколько стран ЕС.
"Хотелось бы верить, что Евросоюз найдет решение этой проблемы. Хотя я вижу опасения, о которых сказали мои коллеги, что много стран, много политиков, не все готовы принимать консолидированное решение", - отметил Кудрин.
Кудрин отметил, что считает реалистичным сценарием оценку стоимости выхода из кризиса для еврозоны в 2-3 триллиона долларов. При этом он сообщил, что считает "битву за Грецию" проигранной, и борьба идет в настоящее время за более крупные экономики еврозоны.
"Создание "Соединенных штатов Европы" было бы положительным решением, говорило бы о совершенно новом уровне консолидации стран, методов решений и управления, усиления наднациональных органов. Но мы будем иметь, скорее всего, вариант выхода кого-то из зоны при том, что, конечно, будет происходить усиление решений на уровне Евросоюза, консолидации решений на уровне ЕС. Поэтому я пессимистически отношусь к прогнозам на ближайшие годы.
Россия - в опасной зоне из-за завышенных прогнозов цен на нефть
Рост военных расходов российского бюджета не обеспечен соответствующим ростом доходов, в ближайшие годы эти решения придется пересматривать, считает Алексей Кудрин.
"Мы должны понять, что мы вышли на предел возможных расходов. Наверное, мы уже выше необходимого предела, приняты решения по увеличению расходов. Этот предел (роста расходов бюджета) преодолен, и повышение военных расходов на 3% ВВП в ближайшие годы ничем не обеспечено. В трехлетнем бюджете примерно наполовину он связан с уменьшением финансирования всех других отраслей, наполовину - просто с сохранением дефицита при цене на нефть 100 долларов", - сказал экс-министр.
"Это потребует, мне кажется, пересмотра уже в ближайшие два года. Риторика "мы увеличим расходы еще на что-то", скорее всего, не имеет под собой основы", - отметил Кудрин.
Именно позиция по вопросу о наращивании военных расходов и публичные высказывания на эту тему, в том числе в адрес президента Дмитрия Медведева, стали причиной отставки Кудрина в конце сентября этого года, напоминает "Интерфакс".
По словам бывшего министра, возможности правительства проводить антикризисную политику сейчас существенно меньше, чем в период первой волны кризиса 2008-2009 годах. "Наша зависимость от цен на нефть при формировании бюджета превышает 110 долларов за баррель, что очень высоко. При этом рост экономики еврозоны и других регионов мира будет очень умеренным, что задает спрос на нашу продукцию, тем самым, и этот фактор будет минимальным. Мы должны искать те резервы, которые повысят конкурентоспособность нашей экономики, ее производительность", - считает экс-министр.