В ближайшее время служба судебных приставов может исчезнуть, словосочетание "судебный пристав" можно будет забыть. В Минюсте считают, что это решение назрело. Ее предлагают переименовать в службу государственных исполнителей. Причем ударение на слово "государственных". Если предложение пройдет, это будет не просто смена вывесок, пишет в среду "Российская газета".
Сейчас активно прорабатывается вопрос о наделении Федеральной службы судебных приставов правом на оперативно-розыскную деятельность. Как полагают в министерстве юстиции, за службой судебных приставов должно быть законодательно закреплено право проведения оперативных мероприятий, например, агентурной работы.
Сегодня судебный пристав, по сути, обычный государственный чиновник. А ведь его можно было бы сделать и тайным агентом, и это могло бы звучать более интригующе. Только есть одно важное отличие, классический секретный агент всегда работает на правительство, а пристав-исполнитель - еще и на благо гражданина. Живо рисуется картина: государственный исполнитель внедряется в банду, чтобы найти деньги, которые старушка пенсионерка должна получить по исполнительному листу, предполагает газета.
Однако в полном смысле секретной службой приставы и после реформы не станут. Они не получат права на прослушивание переговоров или проникновение в жилище, которое дается спецслужбам при соблюдении соответствующих правовых процедур.
Причины здесь чисто юридические: те составы, по которым служба судебных приставов проводит дознание, не являются тяжкими. А оперативно-технические мероприятия могут проводиться только по тяжким преступлениям.
Тем не менее, у дознавателей, которых насчитывается в службе всего 600, будет больше прав, что должно положительно отразиться на эффективности работы в целом. Оперативной работой, если соответствующие решения будут приняты, в службе судебных приставов будут заниматься специально созданные подразделения. Не исключено, что они будут засекречены, заключает газета.