Руководители ведущих российских правозащитных организаций поддерживают планы Госдумы нового созыва вернуться к вопросу об окончательной отмене смертной казни в России.
"Давно пора отменить смертную казнь, тем более, что это - одно из ключевых наших обещаний, которые мы давали при вступлении в Совет Европы. Мы обязаны это сделать", - заявила в субботу "Интерфаксу" глава правозащитного центра "Демос" Татьяна Локшина. Она подчеркнула, что "законодательно в России на смертную казнь введен мораторий, это связано с тем, что еще не во всех регионах РФ действуют суды присяжных".
Накануне депутат вновь избранной Государственной Думы Константин Косачев, который возглавлял в Думе прошлого созыва комитет по международным делам, высказался за ратификацию шестого протокола Конвенции по правам человека, отменяющего смертную казнь.
"Я являюсь убежденным сторонником ратификации 14-го и 6-го протоколов. Сейчас, когда Госдума обновила свой состав, абсолютно уместно в первую очередь обратить внимание на судьбу этих протоколов", - подчеркнул Косачев, пообещав переубедить тех своих коллег, которые считают, что окончательно отменять смертную казнь еще рано.
"Правозащитное сообщество будет просто счастливо, если последует приглашение со стороны Госдумы принять участие в работе над таким законопроектом", - сказала Локшина.
С ней согласна член совета правозащитного центра "Мемориал", руководитель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.
"Конечно, я поддерживаю принятие закона об окончательной отмене смертной казни. Даже если бы наше правосудие было идеально и возможность судебной ошибки была полностью исключена, даже тогда общество не должно брать на себя такой ответственности, как лишение человека жизни. Это крайне вредно, прежде всего, для самого общества, как бы ни был виноват преступник, пусть он содержится под стражей", - сказала "Интерфаксу" Ганнушкина, подчеркнув, что "не жестокость, а неотвратимость наказания служит гарантией от преступности".
По словам Косачева, документы по ратификации находятся в комитете по уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, поэтому ему сложно прогнозировать конкретные сроки, когда вопросы ратификации этих протоколов начнут решаться непосредственно.
В соответствии с решением Конституционного суда от 1999 года мораторий на вынесение смертных приговоров сохраняется до тех пор, пока во всех субъектах РФ не будут созданы суды присяжных. Чеченская республика остается единственным в России субъектом, где такой суд не будет действовать еще ближайшие три года.
Между тем, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией в 1996 году при вступлении в Совет Европы, Москва должна в законодательном порядке ликвидировать институт смертной казни, ратифицировав шестой протокол к Европейской конвенции по правам человека.