Воинские части могут стать юрлицами - но без коммерции
 
 
 
Воинские части могут стать юрлицами - но без коммерции
Архив NEWSru.com

Российская воинская часть может обрести юридическое лицо - это случится, когда законом станет законопроект, который предусматривает возможность регистрации воинских подразделений как юридических лиц. После этого дивизии, полки и батальоны смогут, например, самостоятельно закупать продовольствие и заниматься хозяйственной деятельностью.

Первый зампред Госдумы Олег Морозов, председатель думского комитета по обороне Виктор Заварзин и член Совета федерации Виктор Озеров, которые в среду внесли в нижнюю палату данный проект, по сообщению "Газеты GzT.ru", считают, что это станет одной из основных антикоррупционных мер в армии, так как статус юрлиц возложит прямую ответственность на командиров, расписывающихся под документами.

Законопроект о внесении изменения в Федеральный закон "Об обороне" "сделает легитимным осуществление имущественных правоотношений в отношении федеральной собственности, закрепленной за Вооруженными силами на праве оперативного управления", уточняется в пояснительной записке к документу.

Финансировать регистрацию юрлиц в рамках ВС РФ планируется из средств, выделяемых Министерству обороны РФ в федеральном бюджете. На осуществление регистрационных действий юридических лиц в случае принятия законопроекта потребуется дополнительно 6 млн руб.

Как подружить в/ч с Гражданским кодексом

"Командование округов и частей может купить уголь по завышенной цене и не нести за это ответственности, - заявил корреспондентам "Газеты" Озеров. - Теперь за приобретения на невыгодных условиях командир будет отвечать". По российскому законодательству, напомним, юридическое лицо, являясь самостоятельным участником гражданских правоотношений, не может организационно входить в состав другого юридического лица в качестве структурного подразделения.

Поэтому принятие поправок в первую очередь сделает легитимными все договоры, заключенные армейскими командирами. Как пояснил журналистам Виктор Озеров: "Сегодня юридическим лицом считается только Минобороны, но фактически воинские части взаимодействуют с широким кругом контрагентов, в том числе негосударственными. Их договоры не соответствуют Гражданскому кодексу и могут быть признаны недействительными. Мы хотим обезопасить коммерческие структуры, работающие с воинскими частями, а также возложить прямую ответственность за подготовку документов на командиров воинских частей".

Кроме того, напоминает "Российская газета", со статусом юридического лица, воинской части, отправляющейся на новое место дислокации, вероятно, уже проще будет и свой детский сад пристроить в надежные руки, и даже целый военный городок, а не бросать их на разрушение.

Наконец, в федеральном законодательстве уже есть нормы, которые дают право выступать в качестве юридических лиц в гражданско-правовых отношениях органам управления соединений и воинским частям внутренних войск МВД.

От офицеров потребуют предпринимательских качеств

Авторы законопроекта, однако, не сошлись во мнении, стоит ли разрешать командирам частей вести коммерческую деятельность. Озеров считает, что стоит. "Командиры зачастую открывают кофейни и магазины на территории воинских частей. На мой взгляд, это не является чем-то криминальным. В то же время закон не позволяет направлять личный состав на строительство дачи или уборку урожая", - отмечает он.

А Виктор Заварзин в интервью корреспондентам "Газеты" заявил, что с принятием поправок воинские части станут федеральными бюджетными учреждениями, которые не ставят перед собой цель извлекать прибыль и получать права на коммерческую деятельность. Окончательно положение о воинских частях в статусе юридических лиц определит министр обороны.

В Минобороны журналистам сообщили, что поддерживают инициативу думцев и сенатора, поскольку хоздеятельность воинских частей - одна из самых острых проблем в армии.

"Чтобы заключить мало-мальски серьезный контракт, командирам приходится обращаться наверх, что затягивает реализацию решений. Статус юрлица станет также гарантией качества и заслоном коррупции", - отметил представитель военного ведомства.

С другой стороны, как считает член общественного совета при Минобороны Виталий Шлыков, реализация закона, если он будет принят, потребует от офицеров развития предпринимательских качеств или поиска профессионалов.