Новый генпрокурор Юрий Чайка сделал ряд сенсационных заявлений, в частности, признав, что в органах прокуратуры существует практика так называемых "заказных дел". О том, как его ведомство намерено бороться с этим явлением, а также о защите прав и интересов российских граждан, о коррупции, о формализме в работе прокуроров генпрокурор говорил с читателями правительственного издания "Российская газета", впервые проведя в своем ведомстве "день открытых дверей".
"Мы проверили Центральный федеральный округ и выявили там около 20 уголовных дел, возбужденных без достаточных оснований", - откровенно поделился генеральный прокурор. Предшественники Чайки, несмотря на всю очевидность факта, на подобные откровения не отваживались, отмечает Газета GZT.ru, которой удалось выяснить некоторые детали. В ближайших номерах "Российской газеты" будут опубликованы подробности этой встречи.
"Мы намерены жестко проанализировать все возбужденные уголовные дела. Если они были прекращены незаконно, будем отменять данные решения, а если дело возбуждено без достаточных на то оснований, будем его прекращать", - заявил генеральный прокурор.
В этой связи вспоминается громкое дело "Трех китов", недавно реанимированное ведомством Юрия Чайки. Дело о контрабанде мебели, возбужденное в 2000 году и, казалось бы, благополучно списанное в архив, получило новый импульс сразу после отставки прежнего генпрокурора Владимира Устинова. Эксперты объясняли, что изначально следствие по "Трем китам" тормозилось из-за наличия у фигурантов влиятельных покровителей в силовых структурах, в том числе в руководстве Генпрокуратуры.
Юрий Чайка в очередной раз дал понять, что искоренение коррупции станет чуть ли не первоочередной задачей его ведомства, в недрах которого уже зреет концепция борьбы с этим злом. "В настоящее время по поручению администрации президента создана совместная рабочая группа, в которую входят представители Генпрокуратуры и которая должна разработать и внести в Госдуму законодательные изменения, направленные на усиление борьбы с коррупцией", - пояснил Чайка.
По словам генпрокурора, выявление фактов неправомерных действий сотрудников прокуратуры коснется, прежде всего, руководящих работников. "Мы уже произвели ротацию ряда руководителей региональных прокуратур. В частности, уволен прокурор Краснодарского края", - сообщил Юрий Чайка. Речь идет об отставке прокурора Сергея Еремина, которого подвергли резкой критике за сомнительную статистику преступлений и сложную криминогенную обстановку на Кубани.
Помимо прочего в ближайшее время на интернет-сайте ведомства будет открыта специальная страничка, куда граждане могут обращаться с заявлениями о злоупотреблениях со стороны работников прокуратуры и других правоохранительных органов. "Мы думаем, что все эти меры должны принести определенный результат", - резюмировал Чайка.
Наличие "заказных дел" подтвердили GZT.ru и представители судебной системы. "Заказные дела органы прокуратуры возбуждают довольно часто", - прокомментировал заявление Юрия Чайки адвокат Руслан Закалюжный. По его словам, это, например, дело в отношении нотариуса Фаиля Садретдинова, связанное с делом об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова.
У Садретдинова был давний недоброжелатель - черный риелтор Алексей Пичугин (в организации покушения на него и обвинялся Садретдинов), который и "заказал" его, используя свои связи в прокуратуре. Присяжные оправдали Садретдинова, однако через несколько дней он был арестован по новому обвинению в мошенничестве". По мнению Закалюжного, именно по статье "мошенничество" предприниматели чаще всего "заказывают" своих конкурентов.
"Если об этом во всеуслышание заявил генпрокурор, значит, явление приобрело широкий размах, - комментирует бывшая судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина, принципиальная позиция которой по делу "Трех китов" в свое время стоила ей судейского кресла. - Достаточно заплатить определенную сумму, и возбуждается дело без признаков состава преступления. Причем деньги берут с обеих сторон: с одной - чтобы возбудить, с другой - чтобы прекратить. Если жертва принципиально не желает платить, дело, шитое белыми нитками, поступает в суд. И не у каждого судьи хватает духу вынести оправдательный приговор, поскольку ему предоставляются доказательства, пусть и сфабрикованные".
На вопрос о заказных делах, Юрий Скуратов, генпрокурор в 1995-2000 годах, ответил: "Как генпрокурор, конечно, сталкивался, да и сейчас кое-какая информация доходит. Чтобы специально возбуждать дело - этим я не занимался, а просьбы о прекращении были, и давление оказывалось практически со всех сторон. Сейчас в основном дела заказывают коммерсанты-конкуренты, и в этом смысле Чайка прав, хотя я не все его шаги поддерживаю. Это порочная практика, и ее надо выжигать каленым железом!"
Генрих Падва, один из российских адвокатов Ходорковского, комментируя заявления Юрия Чайки, отметил, что "какие-то дела действительно прекратят". "Ведь новая метла всегда метет по-новому. Кроме того, наверное, неслучайно все-таки Устинова сняли, хотя и говорили, что к нему претензий нет", - сказал Падва. Он полагает, что к таким же делам относится то, которое сейчас ведется в отношении Линшица по банку "Нефтяной". По делу Ходорковского он отметил, что там тоже "не все чисто, поскольку было немало и политически, и экономически заинтересованных лиц, которые вполне могли участвовать в разрешении вопроса о возбуждении этого дела".