Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, обязывающий поисковые системы удалять информацию по запросу граждан Единственным несогласным оказался депутат Дмитрий Гудков, который сам сообщил об этом в Twitter
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, обязывающий поисковые системы удалять информацию по запросу граждан
Moscow-Live.ru
 
 
 
Единственным несогласным оказался депутат Дмитрий Гудков, который сам сообщил об этом в Twitter
Russian Look
 
 
 
В "Яндексе" сочли законопроект неконституционным
Moscow-Live.ru

Депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, обязывающий поисковые системы удалять информацию по запросу граждан. Об этом сообщается на сайте нижней палаты парламента. Поправки к законопроекту будут приняты до 21 июня 2015 года, следует из информации на официальном портале. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2016 года.

По данным интернет-издания Slon, 423 парламентария проголосовали за, один - против. Единственным несогласным оказался депутат Дмитрий Гудков, который сам сообщил об этом в Twitter. У себя в Facebook Гудков ранее объяснил, почему он выступает против принятия данного закона. По его мнению, документ "заставит поисковики удалять, по сути, любую информацию". "Любой чиновник теперь сможет подчистить себе биографию в Сети: нет, не был, не привлекался", - написал Гудков.

По данным Twitter издания Slon, во время слушаний выступил автор документа, депутат фракции "Справедливая Россия" Алексей Казаков, который ранее уже ратовал за ограничения в интернете. В послужном списке депутата, который является членом комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, 22 законопроекта, среди которых - "О средствах массовой информации" в части наделения владельцев сайтов в сети Интернет (блоггеров) статусом, правами и обязанностями журналистов и "О противодействии реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников", следует из информации на сайте ГД. Казаков заявил, что "киберунижение может довести детей и подростков до суицида" и потому закон о праве на забвение необходимо принять.

Ранее он уже заявлял, что законопроект в первую очередь направлен на молодежь. "Особо подчеркну: обратиться с просьбой удалить ссылки нужно аргументированно, с доказательствами. Кроме того, речь идет об удалении именно ссылок на неактуальную, лживую, клеветническую информацию", - заявил он сегодня, 16 июня, в ходе пресс-конференции в "Парламентской газете".

Во время слушаний выступил также Дмитрий Гудков, который привел примеры того, как можно будет злоупотреблять законом. Например, чиновник, который стал виновником смертельного ДТП, сможет удалить о себе эту информацию. По его мнению, даже сборная России может потребовать удалить негативные отзывы о своей игре. "Любая правда старше трех лет может быть удалена: любые шубохранилища, любая коррупция", - указал он.

Казаков же ответил, что информацию о преступлениях удалить будет нельзя. Однако в тексте законопроекта говорится, что поисковик обязан выполнить требование в случаях, если информация недостоверна, распространялась с нарушениями либо же достоверна, но относится к событиям более чем трехлетней давности (за исключением случаев, когда речь идет о непогашенной уголовной ответственности). На решение об удалении информации у поисковика есть трое суток, по истечении которых гражданин сможет обратиться в ближайшее отделение Роскомнадзора или в суд по месту собственного жительства.

Отметим, что в законопроекте говорится не об ограничении доступа к ресурсам, распространяющим информацию, а только о прекращении выдачи ссылок на эту информацию в поисковике. Однако термин настолько расплывчатый, что "оператором поисковой системы" может оказаться любой владелец сайта, говорит создатель Lurkmore Дмитрий Хомак в материале для портала Slon.

Примечательно, что оператор поисковой системы не имеет права раскрывать информацию о факте обращения к нему заявителя. Если поисковик не считает нужным удовлетворить заявление гражданина, он должен мотивировать отказ, а гражданин вправе обжаловать этот отказ в судебном порядке.

За неисполнение оператором поисковой системы требований гражданина о прекращении выдачи ссылок поисковикам грозят крупные штрафы. Другой законопроект предусматривает административную ответственность для операторов интернет-поисковиков за отказ удалить ссылки на информацию о гражданах по их требованию в виде штрафа в размере до 100 тысяч рублей. Операторы, отказавшиеся исполнить решение суда об удалении таких ссылок, могут быть оштрафованы на сумму до трех миллионов рублей.

Представляющий ЛДПР депутат Вадим Деньгин полагает, что человек имеет право быть представленным в интернете так, как считает нужным. Даже если в Сети представлена честная информация, "но не с той стороны", у человека должно быть право удалить из интернета ссылку на нее, считает Деньгин. Парламентарий также заявил, что ему непонятна критика со стороны поисковиков, поскольку предусмотренный проектом механизм предполагает диалог пользователей с поисковиками. При этом опасений, что из поисковиков будет удаляться информация, представляющая общественный интерес, в частности о людях, "которые наворовали", Деньгин не разделяет. "Они будут жить в наших сердцах", - сообщил депутат.

Интернет-компании раскритиковали законопроект

Ранее законопроект критиковали работники IT-индустрии. Директор по внешним коммуникациям Rambler&Co. Матвей Алексеев заявил РБК, что для выполнения закона придется перестраивать систему работы поискового алгоритма, и это очень дорого.

В "Яндексе" законопроект сочли неконституционным. Представители интернет-компании отметили, что в случае принятия документа будет нарушено конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации, а владельцы затронутых сайтов не имеют никакой возможности оспорить исключение ссылок из поисковой системы.

В компании обратили внимание на тот факт, что предлагаемый закон не требует от заявителя указывать конкретную ссылку, подлежащую удалению. В результате оператор поисковой системы должен будет самостоятельно искать информацию, имеющую отношение к гражданину, что потребует предварительной модерации поискового сервиса.

"Этот законопроект не просто плох. Он нацелен на переписывание прошлого и сокрытие компромата. Он явно не может защитить права простых граждан, явно не для этого придумывался и поможет разве что скорейшей гибели русского сегмента интернета", - считает Дмитрий Хомак.

На прошлой неделе представители Google, "Яндекса", Mail.ru Group, Rambler&Co, "Интерфакса", Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) встречались в Госдуме с главой комитета по информполитике Леонидом Левиным, где выразили свое недовольство законопроектом.

"Мы объяснили технические особенности функционирования поисковых систем, требующие указания на конкретные URL с размещением информации, - рассказал руководитель юридического департамента Mail.ru Group Антон Мальгинов. - Приводили аргументы по поводу подсудности, чересчур широкого определения информации, ссылки на которую подлежат удалению, иные юридико-технические замечания". Представители "Яндекса" и Google указали на несоответствие законопроекта европейской практике применения права на забвение, на которую ссылаются авторы проекта.

В ЕС "право на забвение" не такое радикальное, как готовят в России

"Право на забвение" - европейское изобретение. Год назад Высший суд ЕС поддержал иск гражданина Испании Марио Костеха Гонсалеса, предписав Google обеспечить удаление личной информации по запросу пользователя. "Право на забвение" получили все пользователи ЕС - они могут потребовать от интернет-поисковиков удалить из выдачи ссылки на информацию о себе.

Механизм удаления ссылок, реализованный в ЕС, отличается от предложенного российскими депутатами. В частности, Google запрашивает у пользователя URL-адрес конкретной веб-страницы, ссылку на которую требуется удалить. Google рассматривает запросы на удаление ссылок из поисковой выдачи в индивидуальном порядке. Компания заявляет, что при этом учитывает как права отправителя, так и общественный интерес, который представляет информация.

С 29 мая 2014 года, когда Google официально приступил к рассмотрению запросов, он получил 262,6 тыс. запросов на удаление ссылок на личную информацию из выдачи. Компания согласилась удалить почти половину (41,3%) из 953,3 тыс. запрошенных URL-адресов.