Командир полка 141 СМП Алибек Делимханов, 8 апреля 2012 года
 
 
 
Командир полка 141 СМП Алибек Делимханов, 8 апреля 2012 года
© РИА Новости / Саид Царнаев

Бывший командир чеченского батальона "Север" Алибек Делимханов со второй попытки дал показания в Московском окружном суде на процессе по делу об убийстве оппозиционного политика Бориса Немцова.

Делимханов - родной брат депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова, считающегося правой рукой главы республики Рамзана Кадырова, - стал первым из высокопоставленных чеченцев, согласившимся дать показания по делу об убийстве Немцова, передает Русская служба BBC.

Делимханов был допрошен в качестве свидетеля в связи с тем, что под его командованием в батальоне служил главный подозреваемый - предполагаемый исполнитель убийства Заур Дадаев. В предыдущий раз Делимханов являлся в суд на слушания 11 января, однако дать показания не смог из-за "плохого самочувствия". В этот раз он все-таки выступил, однако на большинство вопросов отвечать отказался, сославшись на плохую память.

В начале заседания Делимханов опознал среди подсудимых своего бывшего подчиненного Заура Дадаева, однако заявил, что в командировку в Москву его не отправлял. Адвокат потерпевших Вадим Прохоров предъявил свидетелю вещественное доказательство - командировочное удостоверение в Ингушетию на имя Дадаева, однако тот все равно ничего объяснить не смог. "Я не помню, надо уточнить у командования", - приводит слова Делимханова сайт "Медиазона".

Аналогичным образом Делимханов ответил и на другие вопросы, в том числе по поводу увольнения Дадаева из полка незадолго до убийства Немцова и о процедуре отстрела оружия увольняемых сотрудников. "Я не имею права принимать решение об увольнении офицера. Это решение принимает командующий округа", - заявил Делимханов. По его словам, причин увольнения Дадаева он не знает, как и того, проводился ли, и если да, то кем, отстрел оружия, сданного Дадаевым в связи с увольнением.

Делимханов также сообщил, что никогда не отправлял в столичные командировки и другого своего подчиненного, Руслана Геремеева. Бывший командир "Севера" подтвердил, что Геремеев приходится ему дальним родственником. Однако где он сейчас находится, Делимханов не знает. Семья Немцова считает, что Геремеев может быть причастен к убийству, но в материалах дела среди предполагаемых заказчиков или организаторов преступления он не фигурирует.

По поводу убийства Немцова Делимханов заявил, что ему ничего об этом не известно. "Я не знаю никого, кто бы мог быть причастным к убийству", - заявил он.

Кроме того, свидетель высоко оценил военные заслуги своего подчиненного Заура Дадаева. Он, в частности, согласился с утверждением главы Чечни Рамзана Кадырова о том, что Дадаев является патриотом России, передает ТАСС.

Всего у адвоката Прохорова было заготовлено 45 вопросов, но задал он только около половины. Судья снял почти все вопросы о Геремееве и главе Чечни Рамзане Кадырове.

Борис Немцов был застрелен на Большом Москворецком мосту в Москве 27 февраля 2015 года. Суд приступил к рассмотрению по существу уголовного дела об убийстве политика в начале октября 2016 года. На скамье подсудимых пять человек - Заур Дадаев, которого считают непосредственным исполнителем преступления, Анзор и Шадид Губашевы, Темирлан Эскерханов и Хамзат Бахаев. Ранее им были предъявлены обвинения по ч. 2 ст. 105 УК РФ ("Убийство, совершенное организованной группой по найму") и ч. 3 ст. 222 УК РФ ("Незаконные приобретение, передача, хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов"). Все они отрицают свою причастность к убийству. Первоначально Дадаев признал свою вину, рассказав, что сам застрелил Немцова, но потом отказался от своих показаний, заявив, что дал их под давлением.

По версии следствия, предполагаемым заказчиком и организатором преступления является бывший офицер батальона "Север" Руслан Мухудинов. Обвинение ему предъявлено заочно. С ноября 2015 года он находится в международном розыске. Расследование в отношении Мухудинова и иных неустановленных лиц выделено в отдельное производство.

По данным следствия, в конце сентября 2014 года фигуранты дела, а также Беслан Шаванов, позже погибший при задержании, за вознаграждение в сумме не менее 15 млн рублей согласились убить Немцова по предложению Мухудинова и "иных неустановленных лиц".

Пресса писала, что следствие называло заказчиком убийства Немцова Руслана Геремеева, однако обвинений ему не предъявлялось. СМИ также указывали на родственные связи Геремеева с депутатом Госдумы Адамом Делимхановым и сенатором от Чечни Сулейманом Геремеевым.

СМИ также писали, что московские следователи ранее побеседовали с Алибеком Делимхановым по делу об убийстве Бориса Немцова, однако официального подтверждения этой информации не было. Пресса также утверждала, что беседа стала возможной только после личного вмешательства Рамзана Кадырова.

Адвокаты старшей дочери Немцова Жанны высказывали мнение, что заказчиков преступления нужно искать среди руководства Чечни. Сама Жанна Немцова просила Следственный комитет РФ допросить Рамзана Кадырова и еще девять человек, однако следователи отказались это делать.

Сам Кадыров ранее заявлял, что готов в любой момент явиться на допрос к следователю по делу об убийстве Немцова, но прежде пусть ему пришлют повестку. При этом он отметил, что Немцов не был его личным врагом.