В Петербурге появилась конкуренция пригожинским "троллям"
 
 
 
В Петербурге появилась конкуренция пригожинским "троллям"
Pixabay.com

Российские власти постоянно прибегают к помощи многочисленных структур, занимающихся "управлением дискуссией в интернете". Хотя в Кремле признают, что комментарии несуществующих людей малоэффективны, на ботов продолжают тратить предвыборные бюджеты. Об этом рассказывает очередное расследование независимого портала "Проект".

Как отмечает издание, российские чиновники любят читать о себе хорошие статьи в газетах и хвалебные посты в Telegram-каналах, а также положительные комментарии обычных людей в соцсетях. Одним из тех, кто наладил работу "прогубернаторских" ботов, стал исполняющий обязанности главы Санкт-Петербурга Александр Беглов, начавший избирательную кампанию сразу после ухода Геннадия Полтавченко в октябре 2018 года. Работа с ботами организована через "Благотворительный фонд культуры семьи и детства", изначально предназначавшийся для того, чтобы анализировать соцсети на предмет угроз психическому здоровью детей.

В феврале этого года глава фонда активистка Елена Никитина организовала встречу Беглова с общественниками, среди которых был, например, руководитель организации помощи бездомным "Ночлежка" . Встречу немедленно заметили, и в Сети посыпались положительные комментарии о том, как Беглов налаживает работу с благотворительными организациями.

При этом комментаторы, зарегистрированные в соцсети от нескольких месяцев до года назад, активно комментируют записи, связанные с Бегловым, и вступают в дискуссии с его недоброжелателями. Таких фейковых комментаторов, не проявляющих интереса к неполитическим темам, в петербургских соцсетях насчитывается несколько десятков.

Технологи, работающие на кампанию Беглова, признаются, что фонд Елены Никитиной используется властью для ведения избирательной кампании врио губернатора. При этом фонд официально получает субсидии и гранты из петербургского и федерального бюджетов, в прошлом году - почти 2 млн рублей.

С 8 января этого года благотворительный фонд начал публиковать вакансии "политолога, политического обозревателя". Одна из таких вакансий, размещенная 9 апреля, требовала от претендентов быть "активными пользователями социальных сетей и мессенджеров". С каждым месяцем кампании работы у благотворительного фонда становилось все больше, а предлагали соискателям все меньше. Еще зимой сотрудникам обещали 60 тысяч рублей за восьмичасовой рабочий день и шестидневную рабочую неделю, но к весне зарплата снизилась до 50 тысяч, а работать нужно было уже по 12 часов, хоть и по пять дней.

Фонд разместился в двух шагах от Смольного - в бизнес-центре на Шпалерной, 52, хотя официально зарегистрирован на Невском проспекте. Место на Шпалерной известно другому собеседнику "Проекта" как "штаб Беглова по социальным сетям" - именно он заказывает написание фейковых комментариев ботам, которые работают на аутсорсе.

Штаб возглавляют руководитель агентства "Интернет-агитация" Андрей Цепелев, который также ведет соцсети нескольких губернаторов, и один из постоянных подрядчиков Кремля по работе с соцсетями Владимир Табак.

Одной из нашумевших акций Табака стало создание эротического календаря на 2011 год с поздравлением от студенток Владимиру Путину. В 2016 году одной из героинь этого календаря, студентке МГУ Алисе Харчевой, передали в собственность квартиру в элитном жилом комплексе в Москве.

По всем фронтам: одни и те же боты хвалят провластных кандидатов в разных регионах

Санкт-Петербург - не единственный регион, где перед выборами задействованы боты. "Проект" проанализировал местные сообщества во "ВКонтакте" во всех шестнадцати субъектах, где 8 сентября пройдут выборы губернатора. Как минимум в двенадцати из них обнаружились фейковые пользователи, которые хвалят кремлевских кандидатов в главы региона, а их оппонентов - ругают, используя для этого однотипные тезисы.

В республике Алтай, где к выборам готовится врио главы региона Олег Хорохордин, работают фейковые комментаторы, разъясняющие пользователям позицию властей по всем спорным вопросам. Они отмечают, что Хорохордин хотя и идет на выборы от "Единой России", но позиция партии ему не близка, а его критиков называют "ботами КПРФ". При этом фото некоторых участниц "дискуссии" в соцсети "Вконтакте" украдены со страниц жительниц Магадана.

В Астраханской области пиаром кандидатов занимается команда пресс-секретаря движения "Наши" Кристины Потупчик. Отмечается, что сначала в соцсетях начали пиарить врио главы региона Сергея Морозова, а после его отставки в июне переключились на Игоря Бабушкина. Аргументы в пользу действующего врио и набор пользователей, хвалящих то одного, то другого кандидата, при этом остались прежними.

А в Калмыкии, где на выборы от "Единой России" идет чемпион мира по кикбоксингу Бату Хасиков, технологи решили играть на чувстве национальной гордости и независимости. Людей, критикующих врио главы региона, комментаторы называют "ботами из Москвы", которые "лезут к нам в Калмыкию", и советуют им "не вмешиваться в наши дела". Эти же комментаторы, как показывает анализ их активности в соцсетях, еще недавно считали родиной другие страны, в том числе Украину.

Некая Елена Феоктистова одновременно хвалит врио губернатора Забайкальского края и следит за выборами в Мосгордуму, а в прошлом году переживала за Хакасию, где победил губернатор-коммунист. "Проект" обнаружил в одних и тех же сообществах во "ВКонтакте" как минимум девять комментаторов, которые сначала проявляли интерес к избирательной кампании в Хакасии, а теперь призывают москвичей не открывать двери сборщикам подписей в поддержку кандидатов в Мосгордуму. Некоторые из них сейчас синхронно комментируют ход кампании в Забайкалье, а в 2017 году еще и поддерживали на выборах главу Севастополя.

Ботов стало так много, что они мешают друг другу

В 2018 году на выборах президента РФ штаб Владимира Путина делал ставку не только на традиционные телевизор, листовки и газеты, но и пытался активно общаться с избирателями в интернете. В штабе президента даже появилось специальное подразделение, которое занималось соцсетями, то есть в первую очередь созданием агитационных видеороликов и постов. Отвечал за работу этого подразделения тот же Табак.

По итогам тех выборов опыт был признан успешным, и ответственные за соцсети появились практически во всех штабах кандидатов в губернаторы от власти. В одних случаях главы штабов нанимали на такую работу местных специалистов, в других по их приглашению или указанию из президентской администрации приезжали "подрядчики Кремля" - структуры Табака, Потупчик, специалистов пиар-агентств "Михайлов и Партнеры", связанного с ним Agency One, а также "ИМА-консалтинг" .

Ответственные по соцсетям, в свою очередь, брали на подряд "фабрики троллей" или "фермы ботов". Вскоре этих фабрик стало так много, что участники выборов начали в них путаться, а сами боты - спорить друг с другом. Так, на выборах мэра Москвы в прошлом году в соцсетях появились странные комментарии в поддержку Сергея Собянина. По словам технолога, работавшего при штабе мэра Москвы, комментарии явно шли от ботов, но не были оплачены штабом, а главное - в них содержалось не совсем то, что было нужно мэрии. Как выяснилось, инициативу проявили представители "фабрики троллей" Евгения Пригожина. А в Петербурге штабу Беглова даже приходится иногда вычищать "пригожинских" ботов из постов в соцсетях, потому что "они мешают делать нормальную работу" и комментируют "грубо и грязно".

Не исключено, что провластные боты периодически маскируются и под оппозицию, чтобы дискредитировать ее грубым поведением. С другой стороны, сетка ботов, которая работает на всех значимых выборах, есть и у КПРФ, а с фейковых аккаунтов зачастую публикуются и негативные комментарии оппонентов власти.

Корреспондент "Проекта" под видом заказчика написал нескольким коммерческим компаниям, ссылки на которые появились в поисковой выдаче Google по запросу "купить комментарии". Некоторые сайты отказались работать с политическими темами, но некоторые согласились: один из них попросил прислать для оценки аккаунт и необходимый объем комментариев, отметив, что готовы писать только "положительные" комментарии. Корреспондент "Проекта" также разместил объявление о поиске таких комментаторов на YouDo и за неделю получил шесть предложений.

Встретиться с "заказчиком" лично согласился директор агентства TrendMedia Николай Сидоркин. Выслушав легенду - организовать комментаторов-ботов для двух кандидатов от власти на выборах в Мосгордуму - Сидоркин вызвался сделать работу примерно за 300 тыс. рублей, это 200 комментариев ботов за два месяца. Однако на выборах губернаторов требуется от 200 комментариев в день. Агентство за такую работу может попросить до миллиона рублей за несколько месяцев избирательной кампании, из которых непосредственно комментаторам в виде зарплаты уходит 300-400 тыс. рублей.

"Ботоводов" агентства редко держат в штате, их набирают под конкретную задачу, зачастую по объявлению, в том числе на Урале и в Сибири. А некоторые из них экономят, наняв для этого школьников. Для работы фейковых аккаунтов иногда договариваются с реальными местными жителями и используют фотографии знакомых, где нечетко видны лица. Чтобы "ботоводы" знали, что именно им нужно писать, агентства дают им кураторов - своих сотрудников, которые понимают цели и задачи кампании. Эти кураторы создают для комментаторов специальные чаты и инструктируют в них, что и когда нужно писать. С другой стороны, в последний год набирает популярность "внедрение агентов" в чаты жителей конкретных районов в WhatsApp.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос "Проекта", использовались ли боты штабом Путина в 2018 году, сказал, что "такая практика никогда не применялась", а об использовании фейковых комментаторов на выборах глав регионов в Кремле не слышали. "Прекрасно всем известно, что эти боты не имеют никакой эффективности. Поэтому это бесполезно использовать. И, если это кто-то использует, то это просто, что называется, пускать деньги на ветер", - отметил Песков. Другие собеседники "Проекта" в Кремле и технологи, работающие на выборах, тоже говорят, что использование ботов на выборах малоэффективно. Но пока траты на комментаторов заложены в бюджетах едва ли не всех избирательных кампаний.