Реагируя на внутренние и внешние вызовы, стоящие перед властным режимом, Владимир Путин и его соратники по "Политбюро 2.0" будут осуществлять перезагрузку элиты, меняя как ее персональный состав, так и механизмы рекрутирования новых членов. Причем одним из внутриэлитных рисков, которые к этому подтолкнут, является борьба за место премьер-министра как "автоматического преемника" в случае какой-либо трагической случайности с Путиным. Так считают руководители экспертного холдинга "Минченко консалтинг" - президент Евгений Минченко и глава аналитического департамента Кирилл Петров, опубликовавшие 19 февраля вторую часть доклада (pdf-формат) о подвижках в путинском ближайшем окружении.
Другие варианты ухода Путина в принципе не рассматриваются, подчеркивают эксперты: верхушка элиты настроена на то, что его полномочия продлятся и после 2018 года. Однако все политические игроки, включая президента, создают для себя дополнительные плацдармы, говорится в документе.
В числе альтернативных фигур преемника Медведева авторы называют бывшего министра финансов Алексея Кудрина (у него наибольшие шансы в случае провала нынешнего правительства), мэра Москвы Сергея Собянина, министра обороны Сергея Шойгу и лидера партии "Гражданская платформа" Михаила Прохорова. При этом так называемая "медведевская коалиция" образца 2010-2011 года, включающая "либералов", находится в процессе распада и ищет пути политического выживания премьера Медведева как кандидата в президенты в 2018 году, полагают аналитики.
Нынешняя модель управления, в том числе линия, выбранная Кремлем в качестве тактического ответа на протестные акции 2011-2012 годов, неизбежно наткнется на препятствия. Ее эффективность будет исчерпана не позднее 2014-2015 годов, что потребует перехода к новой политике, предрекают докладчики.
Перечисляя множество макроэкономических и внешнеполитических факторов и рисков, Минченко и Петров выделяют главные "тренды", на которых, как они считают, будет строиться политическая стратегия Путина. В первую очередь, это удержание территориальной целостности России, что президент воспринимает ни много ни мало как свою персональную миссию, отмечают эксперты.
Также Путин стремится обеспечить в своем "политбюро" такой баланс сил, при котором любое выгодное ему решение проблемы-2018, включая как собственное выдвижение, так и выдвижение преемника, не встретило бы возражений и противовеса. К этому добавляется стремление оградить элиту от внешнего воздействия, сохранить высокий уровень личной популярности у населения и обеспечить стабильный геополитический вес России, попутно усиливая ее влияние на постсоветском пространстве.
В "Минченко консалтинг" убеждены, что от Путина не стоит ждать никаких принципиально новых технологий и методик: вопреки устойчивому реноме непредсказуемого политика, он будет решать поставленные задачи "проверенными" способами, к которым неоднократно прибегал за все время нахождения у власти. Одна из таких технологий - "заблаговременная победа", которая строится на принципе безальтернативности. Она неизменно приносила Путину нужный результат, начиная с 1999 года, когда его последующее избрание президентом стало практически безальтернативным после назначения премьером при Ельцине и добровольной отставки последнего.
Еще один проверенный способ достижения поставленных целей - "выравнивание элит". Путин внимательно следит за тем, чтобы ни одна из групп не приобретала чрезмерного влияния и, если надо, ослабляет те, которые грозят "вырваться вперед". Причем делает это так, что лидеры таких групп не теряют лояльности и остаются в числе доверенных лиц. Так в свое время была ослаблена группа Игоря Сечина, хотя сам Сечин свои позиции сохранил. А теперь идет процесс ослабления группы Медведева, начавшийся с отставки его "креатуры" Анатолия Сердюкова. Путин остановит этот процесс тогда, когда сочтет, что элиты "сбалансированы", делятся наблюдениями аналитики.
Докладчики выделяют и такую важную методику, как "бесконечное тестирование преемников". Эксперты подводят к мысли, что Путин дал Медведеву грубо говоря "поиграться в президента". Но к концу единственного срока Медведева на этом посту стало ясно, что реальным преемником он так и не стал. На их взгляд, уже фактически начата новая гонка преемников, в которую в ближайшие годы будут вступать все новые участники. Как считают Минченко и Петров, в частности, за эту роль могут побороться губернаторы, успешно прошедшие через выборы.
Однако пока вторым лицом в государстве и автоматическим преемником Путина в условиях нештатной ситуации остается Медведев, вокруг которого группируются игроки, стремящиеся сохранить элементы тандемократии. Им противостоит коалиция, выступающая за окончательный демонтаж тандема и максимальное сохранение Путиным единоличного политического доминирования. "Лидером" этой второй группы эксперты называют Сечина. По их мнению, именно между этими двумя полюсами внутри "Политбюро 2.0" происходит основное противоборство.
Примечательно, что в стремлении Медведева показать себя самостоятельной политической фигурой, альтернативной Путину, эксперты видят слабость его позиции. Они дают такой совет: "Чем скорее Медведев поймет, что оптимальной для него политической стратегией является роль "технического премьера", демонстрирующего максимальную лояльность по отношению к своему патрону и отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохраниться на нынешнем посту до 2018 года".
В графическом приложении к докладу (pdf-формат) эксперты показали, когда и какие именно политические шаги может предпринять Путин до 2018 года. Так, реорганизация правительства (с отставкой Медведева или без нее) может произойти, по их мнению, с 2013 по 2015 годы, хотя вероятность отставки премьера будет сохраняться с 2014 по 2018 год. Судьба следующих президентских выборов, в соответствии с упомянутой методикой "заблаговременной победы", будет решена заблаговременно - в 2016-2017 годах, считают аналитики.