Басманный суд Москвы поместил под домашний арест до 18 апреля основного владельца аэропорта "Домодедово" Дмитрия Каменщика, обвиняемого в теракте в аэропорту в 2011 году, сообщает "Медиазона". Теперь прокуратура обжалует это решение, как и защита Каменщика. В ходе заседания Басманного суда Москвы следствие отказалось от ареста и ходатайствовало о домашнем аресте.
Накануне бизнесмену в ходе шестичасового допроса предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Сообщалось, что следствие будет ходатайствовать об аресте.
Заседание проводила судья Ленская. Представитель СК просил поместить владельца Домодедово под домашний арест до 18 апреля 2016 - на два месяца. "Каменщик обвиняется в совершении тяжкого преступления, обладает возможностью пересечь границу", - зачитал следователь. Он также уверен, что "принимая во внимание общественный резонанс и тяжесть преступления, он обязательно выработает с соучастниками позицию, направленную на избежание обвинения".
Защитники предложили отпустить Каменщика под залог в 15 млн рублей. По слова адвоката Ионовой, процессуальные основания для избрания меры пресечения ее подзащитному отсутствуют. Каменщик уже 15 лет живет в Одинцово, имеет постоянное место работы с 1997 года, на все допросы являлся по первому требованию.
Другой адвокат Каменщика, Колпаков, заявил, что насчитал 1150 терактов в России за последние пять лет, и ни в одном из этих случаев к ответственности не привлекался владелец объекта, по которому был нанесен удар.
Следствие назвало "цинизмом" предложение о залоге в 15 миллионов рублей. Он заявил, что зарплата Каменщика составляет 62 миллиона рублей в месяц. В ответ на это адвокат Колпаков уточнил, что зарплата Каменщика - не 62 млн, а 10 млн рублей.
"Следствие не знает, что такое "бенефициар"
Прокуратура в суде выступила против домашнего ареста Каменщика. "Генеральной прокуратурой внесено требование руководителю Следственного Комитета прекратить уголовное преследование", - сказал представитель гособвинения.
"В ходе расследования и судебного рассмотрения другого уголовного дела, которое было возбуждено после теракта, установлено, что смерть людей наступила в результате теракта, таким образом их гибель не может находиться в связи с действиями сотрудников аэропорта "Домодедово", - - сказал представитель Генпрокуратуры. "Мы полагаем, что задержание Каменщика незаконно, с этой мерой пресечения в виде домашнего ареста прокуратура также категорически не согласна", - добавил он.
"Мы считаем, что правовых законных оснований на задержание Каменщика не имелось, он не скрывался. На протяжении пяти лет осуществлялось расследование по иному уголовному делу, но ввиду отсутствия правовых оснований дело было прекращено. По данной статье мы не считаем, что Каменщик является субъектом данного преступления, соответственно обвинение ему предъявлено незаконно", - сказал прокурор.
"Складывается впечатление, что у следствия сложилось впечатление о вине Каменщика только потому, что он часто упоминается в качестве бенефициара, но следствие и понятия не имеет, что это значит", - заявил представитель СК.
Прокурор также сообщил, что Генпрокурор внес представление с требованием освободить из под стражи фигурантов этого уголовного дела Тришину, Некрасова и Данилова, арестованных ранее. Адвокат потерпевших Трунов назвал домашний арест "пределом либерализма" и назвал выступления следствия непрофессиональным.
Кто-нибудь слышал ранее, чтобы прокурор выступал в суде против ходатайства следователя о заключении под стражу? Это же прямо диверсия
— Pavel Chikov (@pchikov) 19 февраля 2016
Напомним, неделю назад прокуратура обжаловала решение суда об аресте экс-директора московского аэропорта Домодедово Вячеслава Некрасова и двух его предполагаемых пособников в рамках дела о теракте 2011 года. Бывшие сотрудники аэропорта обвиняются в оказании услуг, не соответствующих требованиям безопасности.
Дело Дмитрия Каменщика
Следственный комитет 18 февраля текущего года сообщил о задержании Каменщика по делу о теракте в Домодедово 2011 года. В СК сразу же заявили, что намерены ходатайствовать перед судом об избрании в отношении бизнесмена меры пресечения в виде ареста.
В начале февраля в рамках этого же дела задержали троих бывших топ-менеджеров аэропорта - Светлану Тришину, Андрея Данилова и Вячеслава Некрасова. По версии следствия, Каменщик, Тришина, Некрасов и Данилов внедрили новую систему досмотра на входах в аэропорт, "что привело к увеличению степени уязвимости аэропорта и вследствие этого оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности". С 2007 года в Домодедово действовал регламент, при котором досмотр пассажиров проходил с применением рамок и ручных металлоискателей (при необходимости).
Однако из-за скапливающихся очередей и растущего пассажиропотока возникала необходимость организовать дополнительные входы, что потребовало финансовых вложений. Следователи полагают, что вместо этого руководство Домодедово утвердило новый регламент, который уже не требует тотального контроля. В СК РФ подсчитали, что в итоге через рамки металлоискателя проходили не более 2% людей. Следственный комитет полагает, что результатом нововведения стал тот факт, что в январе 2011 года смертник Магомед Евлоев "беспрепятственно" проник в здание аэропорта со спрятанными под одеждой взрывным устройством и устроил теракт.
Каменщик в ходе допроса 18 февраля не признал своей вины, дав развернутые показания по каждому пункту, который интересовал сотрудников оперативно-следственной бригады. Бизнесмен объяснил, что технологии 2007 и 2010 годов имели лишь одно существенное различие: в соответствии с последним документом, на входах в аэропорт дежурили уже не только сотрудники службы авиационной безопасности, но и полицейские. Они осуществляли досмотр вещей и пассажиров выборочно. Правила же, обязывающие проверять всех пассажиров, были введены уже после теракта 2011 года.
Каменщик: "За мной правда"
При этом, по данным "Коммерсанта", который сообщил о допросе, следователь, увидев Каменщика в отделении с вещами и в спортивной одежде, спросил то ли в шутку, то ли всерьез, почему тот, имея под контролем международный аэропорт, даже не попытался покинуть страну. "Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!" - ответил владелец Домодедово.
Еще в интервью Forbes в октябре 2015 года Каменщик объяснял, почему не согласен с логикой следствия. "Предположим, террорист приехал на электричке. Если бы в этот день не ходили электрички, то он бы не приехал - замерз бы в ожидании на платформе и вообще отказался бы от своих преступных намерений? Следует из этого, что вина начальника депо, которое выпустило электропоезд, является доказанной? Нет. Идея доказывания "какой угодно связи" не годится. Нужна прямая причинно-следственная связь: смерть должна наступить именно из-за оказания самой услуги - вот для чего нужна статья 238 УК", - рассуждал бизнесмен.
В пресс-службе аэропорта Домодедово также заявили, что оснований для задержания Каменщика нет.
Теракт в Домодедово
В начале июня 2015 года стало известно, что следственные органы возбудили уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших смерть двух и более лиц (ст. 238 УК РФ) в отношении ряда руководителей служб столичного аэропорта Домодедово в связи с терактом 2011 года.
Трагическое событие в московском аэропорту произошло 24 января 2011 года. В зоне прилета иностранных авиалиний смертник привел в действие самодельное взрывное устройство. В результате взрыва погибли 37 и были ранены 172 человека. Обвиняемые в преступлении отбывают наказание.
Интеграция аэропортов "силовыми методами"
Стоит отметить, что на днях президент РФ Владимир Путин поднял вопрос уголовного преследования бизнеса на встрече с председателями судов. Глава государства вступился за бизнесменов, высказавшись против того, чтобы уголовное преследование использовалось для отъема собственности у законных владельцев.
При этом ранее СМИ указывали именно на экономическую подоплеку в истории с расследованием СК в отношении Каменщика. Как рассказали источники "Коммерсанта", арест бизнесмена - это "четкий сигнал к тому, что будут развиваться планы глубокой интеграции трех московских аэропортов, но уже с применением силовых методов".
Издание напомнило, что в 2011 году, после теракта в Домодедово, правительство решило, что Шереметьево и Внуково, имеющие госдолю, необходимо объединить в единый комплекс. В то же время частные владельцы Домодедово входить в объединенную компанию не собирались, а продать активы были готовы не меньше чем за 4-5 млрд долларов.
Каменщик в интервью газете "Ведомости" в 2014 году рассказал, что в марте 2011 года Путин, который был тогда премьер-министром, провел в Шереметьево совещание по вопросам развития Московского авиаузла, на котором обсуждалось объединение аэропортов МАУ и строительство взлетно-посадочных полос.
Путин тогда заверил Каменщика, что его решение по поводу объединения аэропортов касается только Внуково и Шереметьево, а судьбу частного аэропорта Домодедово должны решать его акционеры. Дмитрию Каменщику 47 лет, его состояние оценивается в 3,8 млрд долларов.
Каменщик - единственный владелец Домодедово
Летом 2013 года президент РФ Владимир Путин потребовал, чтобы все участники проектов по развитию Московского авиационного узла находились в российской юрисдикции и их бенефициары были известны. О том, что единственным владельцем Домодедово является Дмитрий Каменщик, стало известно еще в мае 2011 года.
Еще в 2013 году источники газеты говорили, что объединение московских аэропортов бессмысленно без участия Домодедово. Тогда единственным выходом собеседники издания видели снижение государственных инвестиций в аэропорт, что вынудило бы его владельцев пойти на уступки.
В самом аэропорту также признавали, что принадлежность Домодедово частным владельцам ставит под угрозу выделение средств из госбюджета - в том числе на третью взлетно-посадочную полосу и реконструкцию существующих объектов. "Учитывая то, что Шереметьево и Внуково контролируются государством, существует риск, что финансирование развития этих двух аэропортов станет для него приоритетным", отмечалось в проспекте аэропорта к евробондам.
"Домодедово отжимают окончательно"
Параллельно с задержанием Каменщика консолидация частных и государственных активов Внуково и Шереметьево вышла на финальную стадию - соответствующие распоряжения правительства были опубликованы на днях.
После завершения консолидации доля РФ в капитале ОАО "Международный аэропорт Внуково" составит 25,1%, доля негосударственных акционеров - 74,8%. Госдоля в консолидированном Шереметьево составит 31,6%, частные акционеры (TPS Avia Holding Аркадия Ротенберга) получат 68,4%.
О дальнейшей судьбе Домодедово рассуждает журналист Илья Барабанов. "Теперь, когда скважины, видимо, кончились и не приносят прежнего дохода, отжимают окончательно и Домодедово. Скоро, логично предположить, в владельцах там всплывет какой-нибудь юный Ротенберг или Ковальчук, тогда сразу появится разрешение на строительство новой ВПП, аэропорт снова станет нормальным. Но вот то, что в стране у нас так все делается, это, конечно, проклятый мрак", - написал спецкорреспондент "Коммерсанта" на своей странице в Facebook.
"Будет как с Евтушенковым"
Задержание Каменщика многие представители общественности сочли попыткой отнять собственность. "Лихо отжимает кто-то аэропорт "Домодедово". Совсем без стеснения", - написал в Twitter основатель Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный.
Аналогичное мнение высказал главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. "Задержание совладельца Домодедово Каменщика. Очевидная попытка перехватить собственность", - говорится в микроблоге журналиста.
Аналитик Сергей Алексашенко сравнил расследование в отношении Каменщика с делом ЮКОСа. "Арестован Д.Каменщик. "Дело ЮКОСа" живет и побеждает. Что там Путин говорил на днях про бизнес и силовиков?" - сообщил экономист в Twitter.
Председатель ПАРНАС Михаил Касьянов привел другую аналогию - с делом в отношении мажоритарного акционера и председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова. "Будет как с Евтушенковым. После отдачи Домодедово друзьям отпустят", - предположил политик.
"Собственникам не стоит спать спокойно"
Профессор университета "Мемориал" в Канаде Антон Олейник отметил в статье на сайте РБК, что "собственникам сколь-нибудь значимых активов в России никогда не стоит спать спокойно".
"За право получать сверхприбыли на российском рынке всегда нужно платить. Это может быть банальная взятка. Или участие в "национальном проекте". Или взнос на строительство дворца для политической элиты. Или пожертвование в государственный бюджет, который в кризисные моменты, подобные нынешнему, трещит по всем швам", - пояснил эксперт.
Профессор также сравнил дела против Каменщика и Евтушенкова. Олейник напомнил, что уголовное дело в отношении Евтушенкова было прекращено в январе 2015 года, сразу же после возвращения "Башнефти", обеспечивавшей 43% от общей выручки АФК "Система" в 2014 году, в собственность государства.
"С ней " ("Башнефтью". - Прим. NEWSru.com) пришлось расстаться, чтобы сохранить свободу Евтушенкову (...) и остальной бизнес АФК "Система", прежде всего банковский и телекоммуникационный", - пишет эксперт. "Символично, что сегодня "возвращенная государству" "Башнефть" выставлена на продажу для закрытия дыр в бюджете, образованных низкими ценами на энергоносители, санкциями Запада и растущими военными расходами", - заключает автор статьи.
Юрист: на Каменщика оказывают давление
Дмитрий Каменщик - миллиардер, он занимает 27-ю строчку в списке русского Forbes, напоминает портал DK.RU. В 2015 году состояние бизнесмена оценивалось в 3,8 миллиарда долларов.
Издание отмечает, что задержаний столь богатых бизнесменов не было в России с 2014 года, то есть с ареста Евтушенкова по делу о хищении акций "Башнефти". При этом до ареста владелец АФК "Система" занимал 15 место в списке Forbes, а после опустился до 35 строчки.
Управляющий партнер коллегии адвокатов "Железников и партнеры" Александр Железников считает, что на каменщика оказывается давление и что задержание владельца аэропорта необоснованно - как если бы по этому делу задерживали сотрудников МВД. "Обвинять Каменщика в том, что он оказывал опасные услуги и случилось то, что случилось, все равно что обвинить МВД в том, что согласно закону "О полиции", закону "О федеральной службе безопасности" они должны были обеспечить нам превентивные меры, но тем не менее они их не обеспечили. То, что сейчас происходит, мне кажется известной формой давления", - заявил юрист.