Общество российско-чеченской дружбы в Нижнем Новгороде, небольшая правозащитная организация, которую финансируют американские налогоплательщики, является одним из немногих независимых источников информации о войне России в Чечне. Однако власти преследуют организацию постоянно, пишет The New York Times (перевод статьи публикует сайт Inopressa.ru).
Федеральная налоговая служба обвинила некоммерческую организацию в неуплате налогов, хотя финансирование Общества за счет зарубежных грантов подразумевает, что оно не облагается налогами, и выставила счет на 35 тыс. долларов неуплаченных налогов и штрафов. В августе налоговики заморозили банковские счета организации. На конец сентября министерство юстиции назначило слушания об отмене регистрации Общества, так как по закону оно не может использовать в названии слово "российский".
2 сентября директору Общества Станиславу Дмитриевскому предъявили обвинения в разжигании межнациональной и религиозной розни за публикацию комментариев двух лидеров чеченских сепаратистов в газете Общества более полутора лет назад. В обвинительном заключении приводится такое высказывание: "Еще не поздно прийти к пониманию, но для этого народ России должен избавиться от тех, для кого мир означает потерю власти".
Россия давно с подозрением относится к организациям, говорящим о похищениях людей и убийствах в Чечне, но судьба Общества имеет последствия, выходящие за пределы города на Волге, ставя под угрозу зарубежное финансирование аналогичных организаций и создавая для США риск дипломатических проблем.
Нынешним летом президент Владимир Путин предупредил, что Россия не потерпит зарубежного финансирования политической деятельности частных организаций. Судебное преследование в Нижнем Новгороде представляется первым воплощением этой угрозы, впервые прозвучавшей год назад.
Путин не назвал ни Общество, ни США, но с 2001 года Госдепартамент выделил организации через фонд National Endowment for Democracy 170 тыс. долларов, не облагаемых налогами по соглашению 1992 года между США и Россией, но теперь ставших частью дела о неуплате налогов.
Представители американского посольства и Госдепартамента отказались обсуждать эту проблему. Но Джон Сквайр, курирующий выделение грантов России и Украине в National Endowment for Democracy, заявил о своих опасениях, что это не будет единичным случаем.
Дмитриевский, который до суда находится под подпиской о невыезде, сказал, что власти стремятся задушить подобные организации точно так же, как они задушили СМИ, бизнес и политическую оппозицию.
"С нами хотят сделать то же, что сделали с Ходорковским, - заявил он. - Власти хотят послать сигнал всем остальным. Они начали уголовное преследование, предъявили налоговые претензии, чтобы показать другим, что будет с ними".
Чиновники отрицают, что действия властей скоординированы, но прокурор Константин Моисеев подчеркнул политические аспекты этого уголовного дела.
Он заявил, что Дмитриевский использовал ежемесячную газету "Правозащитник" для публикации критических материалов о политике Кремля в Чечне и на Северном Кавказе. Критика, по его словам, доходит до разжигания ненависти, оплаченной США, Европейской комиссией и Норвегией, которая тоже выделила гранты.
"Мы считаем, что он получает гранты из-за границы, не только от США, но и от других стран, которые заинтересованы в чеченской войне и отражают интересы чеченских экстремистов, - заявил он. - Они платят за это".
Общество, созданное после начала второй чеченской войны в 1999 году, подверглось преследованиям вскоре после захвата террористами школы номер один в Беслане. Сотрудница Общества Оксана Челышева заявила, что власти мстят за попытки организации добиться переговоров.
В январе ФСБ провела обыск в офисе организации, находящемся в трехкомнатной квартире жилого дома и изъяла экземпляры газеты.
Сначала Дмитриевского обвинили в подстрекательстве к терроризму, то есть в более тяжком преступлении, но затем статью изменили на "разжигание межнациональной розни". По словам Моисеева, дело по этой статье в Нижнем Новгороде возбуждено впервые.
Обвинения касаются опубликованных в 2004 году открытых писем лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова, убитого в марте российскими войсками, и пресс-секретаря сепаратистов Ахмеда Закаева, получившего политическое убежище в Британии.
Авторы писем резко критиковали политику Кремля, но не выделяли какую-либо этническую группу. На вопрос, каким образом подобная критика разжигает вражду, Моисеев ответил: "Вся тенденция направлена на негативное изображение политики российского президента и солдат российской армии".
Дмитриевскому грозят два года тюрьмы.
Проблемы Общества, включая налоговые претензии, могут вынудить США и другие страны либо прекратить финансирование, либо пойти на конфронтацию с правительством Путина. Американские власти явно стремятся ее избежать.
В 2004 году США выделили на помощь России почти 900 млн долларов, главным образом - на программы по уничтожению или обеспечению безопасности ядерных и других вооружений. Но 45 млн долларов пошло организациям, защищающим демократию и гражданские свободы.
Однако в свете политических волнений в Грузии, на Украине и в Киргизии, где США проводили аналогичные программы, Путин стал менее терпимо относиться к иностранной поддержке организаций, считающихся политическими. В июле он заявил, что внутренние проблемы Россия будет решать сама.
23 сотрудника Общества продолжают собирать и публиковать информацию о войне и в свою защиту. Но поскольку счета заморожены, организация не имеет возможности заплатить адвокатам и аудиторам, чтобы оспорить обвинения. Ее членов допрашивают, им угрожают сотрудники спецслужб и неизвестные личности.
9 сентября на стенах дома, где живет Дмитриевский, появились листовки с угрозами ему и Челышевой. "Смерть им", - говорилось в одной из них.
Моисеев отвергает критику в адрес прокуратуры, заявляя, что Дмитриевский просто отказывается нести ответственность перед законом. "Человек, совершивший преступление, - подчеркнул он, - должен за него отвечать".