Новостной агрегатор крупнейшей российской интернет-компании "Яндекс" в условиях информационной войны работает, как и в любом другом случае: в топ попадают наиболее популярные новости. При этом ни его руководство, ни высокопоставленные чиновники не могут повлиять на его содержимое. Впрочем, в Кремле и не пытаются это сделать. Об этом в интервью журналу Forbes рассказала руководитель "Яндекс.Новостей" Татьяна Исаева.
В последнее время именно новостной агрегатор "Яндекса" неоднократно оказывался в центре внимание депутатов Госдумы. В мае парламентарий от фракции ЛДПР Андрей Луговой попросил приравнять "Яндекс.Новости" к СМИ. Генпрокуратура, рассмотрев его запрос, не нашла для этого оснований. В начале сентября еще один депутат от ЛДПР Вадим Деньгин выразил возмущение обилием "антироссийских" новостей в украинской версии агрегатора. Глава Роскомнадзора Александр Жаров заступился за "Яндекс", пояснив, что его вины в появлении таких материалов нет.
Как поведала в интервью Forbes Татьяна Исаева, дневная аудитория news.yandex.ru составляет около 5 миллионов человек. При этом каждый посетитель главной страницы "Яндекса" по умолчанию видит над поисковой строкой новостной блок из пяти заголовков, так называемый топ-5. "Так что потенциальная аудитория этого блока составляет более 20 млн человек в день", - резюмировала она. 1,5-2 млн человек в сутки уходят потом на страницы приведенных СМИ. Посещаемость сервиса резко возрастает, если в мире или в России происходит что-то важное.
- Лингвист о пропаганде в СМИ: вырабатываются специальные слова ненависти
По поводу разборок о том, СМИ или не СМИ "Яндекс.Новости", Исаева сказала, что позиция компании такова: "Яндекс.Новости" - технология, у технологии нет редакции, нет редакционной политики, нет собственного производства, поэтому она не может быть СМИ". "Мы, скорее, газетный киоск. У газетного киоска тоже нет редакции, там просто выставляют свежую прессу на прилавок, никак не меняя обложки и заголовки. При этом содержимое киоска зависит от того, где он находится и какие СМИ там выпускаются", - привела Исаева аналогию в пример.
По словам Исаевой, "Яндекс.Новости" - "всего лишь зеркало медиасферы той страны, в которой они работают". "Если кому-то не нравится новостная картина дня этой страны - России, Украины, Белоруссии, Турции, Казахстана - он может убедить СМИ этой страны писать по-другому", - пояснила она.
Татьяна Исаева подчеркнула, что топ-5 новостей формируется полностью автоматически, без участия редактора - материалы выстраиваются алгоритмом в соответствии с формальными критериями цитируемости и оперативности. Она назвала ключевые принципы ранжирования новостей. Важность новости определяется количеством внимания, которое СМИ уделили событию. Алгоритм учитывает и фактор цитируемости источников.
Главе "Яндекс.Новостей" напомнили историю о том, как "однажды одно значительное лицо прибыло с визитом в "Яндекс" и его представители попросили, чтобы новость об этом тут же появилась в топе". Когда же им сказали, что это невозможно, они позвонили гендиректору "Яндекса" Аркадию Воложу, но и он не смог им помочь. На вопрос, реальна ли эта история, Исаева ответила: "Кажется, было что-то такое".
"Мы объяснили, что от нас ничего не зависит - темы в топе определяем не мы, а новостные издания. Чтобы новость попала на главную страницу "Яндекса", о событии должны написать партнеры "Яндекс.Новостей", - пояснила она. Исаева отметила, что "моментально на главной странице "Яндекса" ничего не появится, хоть Господу Богу позвони", так как материал должен пройти процедуру автоматического ранжирования новости. Она подтвердила, что даже глава "Яндекса" не может снять или поставить новость в топ.
Как рассказала Исаева, особый алгоритм высчитывает "вес", от которого зависит место новостей того или иного источника в сюжете. Программа считает, сколько раз за последние два месяца сообщения того или иного источника были процитированы в материалах других партнеров "Яндекса", и считает оперативность реакции источника на событие. Она уточнила, что в "Яндекс.Новости" попадает информация только с сайтов, которые являются партнерами компании.
О работе агрегатора в условиях украинского кризиса: из Кремля ни разу не звонили
По поводу работы "Яндекс.Новости" в условиях информационной войны Татьяна Исаева сказала в интервью журналу Forbes, что потоки новостей компания вынуждена была разделить на "российские" и "украинские", когда "увидели, что в одном и том же сюжете про одно и то же событие одни СМИ пишут про "боевиков", а другие - про "освободителей". Так как эти новости "взрывали пользователю мозг" и на одной странице появлялись взаимоисключающие вещи, решено было разделить выпуски не по языку сообщения, а по местонахождению редакции.
"Кажется, сервис стал более понятным", - считает Исаева. Она утверждает, что в условиях информационной войны ей никогда не звонили из Кремля из-за какой-нибудь "неправильной" новости. Также как не поступает звонков на эту тему от руководства "Яндекса", хотя однажды Аркадий Волож поинтересовался, почему медведь, откусивший девочке руку, оказался в топе новостей, призналась она. Ему объяснили, что новость вышла в топ автоматически, так как о трагическом инциденте писали крупнейшие издания страны.