Первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев считает, что депутаты республиканского парламента, скорее всего, не станут менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица в регионе
 
 
 
Первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев считает, что депутаты республиканского парламента, скорее всего, не станут менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица в регионе
president.tatar.ru

Первый президент Татарстана, а ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев считает, что депутаты республиканского парламента, скорее всего, не станут менять Конституцию ради изменения названия высшего должностного лица в регионе.

"Если какие-то республики проявляют инициативу об изменении названия высшего должностного лица своих территорий, то по Конституции РФ и их конституциям, - это их исключительное право", - сказал он "Интерфаксу" в пятницу.

"В парламент Татарстана, как мне известно, от лиц - юридических или физических, обладающих правом законодательной инициативы, таких предложений не поступало", - заявил Шаймиев. По его словам, "если и появятся подобные предложения, то Госсовет Татарстана, скорее всего, не пойдет на изменение основного закона республики".

Ранее сообщалось, что Татарстан не поддержал идею переименования президентов российских субъектов федерации, которую первым официально предложил чеченский лидер Рамзан Кадыров. По его словам, это решение было вызвано тем, что, согласно Конституции, в России должен быть только один президент - глава государства.

Между тем на данный момент название должности руководителя региона определяется внутри самого субъекта федерации. Так, в конституции Татарстана записано, что госвласть в республике "осуществляют президент, госсовет, кабинет министров и суды". Менять основной закон там пока не собираются, сообщил газете "Ведомости" первый замминистра юстиции Татарстана Сергей Столяров.

Во-первых, по его словам, до сих пор неясно, что повлечет за собой переименование, и последует ли перераспределение полномочий. По словам Столярова, в Москве этого никто не объясняет. Во-вторых, на данный момент обсуждать этот вопрос попросту некому - парламент находится в отпуске. Нынешний президент Татарстана Рустам Минниханов, по словам Столярова, пойдет на переименование, только если получит гарантии того, что сохранит все свои полномочия.

По мнению экспертов, Минниханов может позволить себе подобное противостояние с федеральной властью, так как опирается, в первую очередь, на местную элиту, а не на Кремль. Однако, если будет принят соответствующий федеральный закон, то его придется исполнять всем без исключения.

В настоящее время руководители в разных субъектах Российской Федерации называются по-разному. Среди должностей есть как президенты республик, так и председатели правительства субъекта федерации, глава республики, губернатор, глава администрации. В составе РФ из 83 субъектов 21 - республика. Помимо Чеченской Республики, президенты возглавляют Бурятию, Башкирию, Марий Эл, Татарстан, Удмуртию, Чувашию, Республику Саха (Якутия), Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию и Республику Северная Осетия-Алания.

Президент Чечни Рамзан Кадыров 12 августа выступил с официальным предложением поменять название должности главы республики, поскольку, по его мнению, "в России только один государственный деятель имеет право называться президентом". Кадыров считает, что в стране следует прекратить "парад региональных президентов". Уже на следующий день президенты северокавказских республик РФ начали готовить совместное обращение в Госдуму с просьбой рассмотреть инициативу Кадырова на федеральном уровне.

Первый заместитель руководителя комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец (фракция "Единая Россия") в ответ на это заявил, что вмешательство федерального центра в данном случае не нужно, а республики могут разобраться с этим самостоятельно. При этом он подчеркнул, что если возникнет необходимость в обсуждении вопроса в Госдуме, то он, конечно, будет рассмотрен.