Иранскую делегацию на переговорах в Москве возглавит заместитель главы Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики (ВСНБ) Али Хосейни-Таш Иран вновь подчеркнул свое право на овладение мирными ядерными технологиями. Это произошло накануне переговоров в Москве, посвященных созданию совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ
 
 
 
Иранскую делегацию на переговорах в Москве возглавит заместитель главы Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики (ВСНБ) Али Хосейни-Таш
Телекомпания Эхо
 
 
 
Иран вновь подчеркнул свое право на овладение мирными ядерными технологиями. Это произошло накануне переговоров в Москве, посвященных созданию совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ
Вести

В понедельник в Москве начинаются переговоры по иранской ядерной проблеме. Россия предлагает Ирану обогащать уран на своей территории. Европейский союз требует от Тегерана вообще свернуть программу по обогащению урана. В то же время эксперты отмечают, что на переговорах в Москве вряд ли удастся добиться быстрого прорыва.

Иранскую делегацию на переговорах в Москве 20 февраля по обсуждению российской инициативы о создании на территории РФ совместного предприятия по обогащению урана возглавит заместитель главы Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики (ВСНБ) Али Хосейни-Таш.

В состав иранской делегации также войдут представители ВСНБ, МИД, а также Организации по атомной энергии Ирана, передает РИА "Новости".

Иран вновь подчеркнул свое право на овладение мирными ядерными технологиями. Это произошло накануне переговоров в Москве, посвященных созданию совместного предприятия по обогащению урана на территории РФ.

Али Хосейни-Таш на пресс-конференции озвучил официальную позицию своей страны, в соответствии с которой Иран "не намерен отказываться от своих законных прав (на овладение мирными ядерными технологиями и создание замкнутого ядерного цикла)". По его словам, "не существует никакой связи между мораторием на обогащение урана и переговорами с Москвой".

Комментируя решение России поддержать резолюцию Совета Управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), предусматривающую информирование СБ ООН об иранском "ядерном досье", Хосейни-Таш отметил, что "Россия проголосовала против наших ожиданий; мы искренне дали это понять русским, и они предоставили нам свои объяснения". Одновременно он подчеркнул, что "принципиальная позиция России, на основании которой ядерная проблема Ирана должна решаться в рамках МАГАТЭ, не претерпела изменений".

Глава иранской делегации заверил, что Тегеран "нацелен на решение разногласий в ядерной сфере путем справедливого диалога при отсутствии давления". "Но если политическое давление на переговорный процесс увеличится, и разговоры о реальной передаче "иранского досье" в Совет Безопасности ООН зайдут слишком далеко, реализация российской инициативы станет невозможна", - подчеркнул он. Али Хосейни-Таш указал на необходимость "выработать определенную формулу, обладающую достаточным потенциалом для разрешения проблемы".

По словам заместителя секретаря ВСНБ ИРИ, "Россия и Иран имеют друг к другу необходимое доверие, что создает почву для достижения успеха в переговорах". Он добавил, что обе стороны "выступают против одностороннего подхода США к ядерной проблеме, что также дает основание надеяться на успешное проведение переговоров".

Между тем, как сообщили ранее в МИД РФ, на предстоящих консультациях в Москве Россия намерена призвать Иран возобновить мораторий в ядерной области. "Мы намерены настойчиво призвать иранских коллег вернуться в режим моратория, - сказал высокопоставленный российский дипломат. - Это помогло бы снять напряженность вокруг иранского ядерного досье и создать условия для продвижения в российско-иранских переговорах о совместном предприятии по обогащению урана".

Европа требует отказаться от обогащения

Кроме того, в понедельник в Брюсселе состоятся переговоры министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки с представителями Евросоюза. ЕС потребует от Ирана свернуть программу обогащения урана, передает ИТАР-ТАСС.

Предполагается, что Моттаки встретится с верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Хавьером Соланой, еврокомиссаром по внешним связям и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер, главой МИД Бельгии Карелом де Гухтом. Пока неизвестно, будет ли глава МИД Ирана встречаться с представителями европейской "тройки" (Великобритания, Германия, Франция), которая от имени ЕС вела переговоры с Ираном.

"Очень важно повторить Тегерану позицию ЕС по широкому кругу вопросов: ядерному кризису, ближневосточному мирному процессу, правам человека и демократии", - заявила пресс-секретарь верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности. По оценкам европейских специалистов на встречах в Брюсселе Иран и ЕС постараются прощупать возможности для возобновления переговоров по иранской ядерной программе в новых условиях - после того, как Иран начал работы по обогащению урана. По их оценкам, сегодня ни Брюссель, ни Тегеран не заинтересованы, чтобы 6 марта на сессии Совета управляющих МАГАТЭ в Вене было принято решение о передаче ядерного досье Ирана в Совбез ООН.

Евросоюз опасается, что против принятия санкций в отношении Ирана в СБ ООН выступят Россия и Китай, что лишь продемонстрирует слабость позиции западных стран, а Иран не хочет рисковать, поскольку вероятность принятия санкций остается.

Главной проблемой остается вопрос о допустимости проводимых в Иране исследований и работ по обогащению ядерного топлива и обеспечения международного мониторинга этих процессов. При этом представители ЕС отрицают связь между визитом главы иранского МИД в Брюссель и поездкой делегации Ирана в Москву для обсуждения предложения России об обогащении урана для иранских АЭС на территории РФ.

Ранее Иран заявил, что вносит в бюджет 2007 года план строительства 20 атомных электростанций, сообщило агентство UPI.

Об этом в воскресенье заявил Мухаммед Хусейн Фаранги, член Исламского совета Ирана. "Страна нуждается в энергии", - сказал он.

Фаранги считает, что Ирану не нужно ядерное оружие. По его словам, наличие оружия массового поражения противоречит духу Корана.

Эксперты не ждут "прорыва" на первом раунде переговоров

Результаты переговоров в Москве дадут материал для обсуждений, которые состоятся в ходе визита в США 6-7 марта главы российской дипломатии Сергея Лаврова. По существу, московские переговоры во многом предопределят перспективу обсуждения "иранского досье" в Совете Безопасности ООН в марте, считает "Независимая газета".

О сложности ситуации свидетельствуют разночтения в пояснениях представителей сторон. По словам представителей МИД России, российская сторона намерена призвать Тегеран в первую очередь вернуться к соблюдению моратория на работы в ядерной области. Это поможет снять напряженность вокруг иранского ядерного досье и создать условия для продвижения в российско-иранских переговорах о совместном предприятии по обогащению урана.

Отечественные политики склонны считать эти переговоры ключевыми в разрешении ближневосточного кризиса, который со дня на день рискует превратиться в глобальный. Это может случится, если США с союзниками нанесут массированные удары с воздуха по секретным объектам иранской ядерной программы, а режим аятолл попытается ответить ударом по Израилю. Однако оба антагониста оценивают миротворческую роль России явно не столь высоко, как в Москве, пишет "ГАЗЕТА GZT.ru".

Переговорщики и аналитики не связывают с сегодняшним днем больших надежд, называя предстоящую встречу "первым раундом" двусторонних отношений. Стороны обсудят в основном технические вопросы: число участников проекта, сроки его выполнения, а также места, где пройдут работы по обогащению урана. Все это имеет важное, но не первостепенное значение, отмечает газета.

"Вторым раундом", более значимым, должна стать встреча директора Федерального агентства по атомной энергии Сергея Кириенко с его иранским коллегой Голям Реза Агазаде. По словам пресс-секретаря Кириенко Сергея Новикова, 25 февраля в Тегеране делегации обсудят технический регламент проекта строительства АЭС в провинции Бушер, график запуска станции в эксплуатацию и поставок топлива, а также создание совместного предприятия по обогащению урана.

Что именно Россия предлагает Ирану

Академик Виктор Михайлов, бывший министр атомной энергетики РФ, директор Института стратегической стабильности, рассказал газете "Время новостей" о том, что именно Россия готова предложить Ирану.

"Один из наших заводов мы отдаем под международный центр, куда Иран сможет обращаться с просьбой об обогащении урана за определенную цену. Мы сами обогащаем для него топливо, поставляем его в страну, загружаем его в реактор, вынимаем его оттуда после отработки и возвращаем в Россию. Россия обладает передовыми технологиями в ядерной области. Сейчас наши мощности, а мы имеем более 20 млн условных единиц работы разделения (это более 20 тысяч тонн урана в год), полностью не загружены", - рассказал бывший имнистр.

"Обогащение урана для мирных нужд - недешевый процесс. Поэтому и цена на наши услуги не будет низкой. Предполагается установить уровень в 150 долларов за одну единицу работы разделения. Со временем она может возрасти до 200 долларов", - сообщил Михайлов.

Он отметил, что этот уран можно использовать как в мирных, так и в военных целях. "Поэтому важно не расширять производство урана. Но страны, которые не имеют собственной атомной энергетики, имеют право ее развивать. Международные центры по обогащению как раз избавляют от необходимости иметь весь цикл работ, мощности по изотопному обогащению урана", - рассказал бывший министр.

Berliner Zeitung: Россия не заинтересована в том, чтобы Иран проводил самостоятельные ядерные исследования

Иранский президент Махмуд Ахмадинежад считает, что он понял, что именно лишает покоя международное сообщество. Запад опасается не "создания атомной бомбы", заявил он. "Настоящий страх" враги испытывают перед "самостоятельностью и знаниями иранской нации", пишет в понедельник Berliner Zeitung (полный текст на сайте Inopressa.ru).

Россия не заинтересована в том, чтобы Иран проводил самостоятельные ядерные исследования. Возобновление обогащения урана в Иране российский министр иностранных дел Лавров на прошлой неделе прокомментировал так: обогащение урана в Иране лишено всякой экономической логики и вызывает подозрение, что у этой программы есть "секретные военные аспекты".

В соответствии с простой логикой иранского президента Россию в будущем нужно будет причислить к врагам Ирана. Иран, без сомнения, обязан знаниями в области ядерных технологий многолетнему сотрудничеству с Россией. Россия построила ядерный реактор на легкой воде в Бушере и планирует построить еще 6. Иранские ученые проходят обучение в Москве и Нововоронеже. Но, несмотря на это, Россия не хочет взращивать посредством программы помощи атомную державу. Иран должен остаться учеником и не приниматься за дело самостоятельно, пишет издание.

Если бы Иран пошел на уступки, то это, разумеется, устроило бы всех. Российская экономика смогла бы продолжать зарабатывать на экспорте атомных технологий, а также систем ПВО, при помощи которых Иран намеревается охранять атомные электростанции от воздушных атак. Конфликт вокруг иранской атомной программы был бы исчерпан, и международное сообщество смогло бы снова заняться решением других проблем, пока "ядерное партнерство" с какой-нибудь развивающейся страной не переросло бы в очередной конфликт.