Расследование ДТП со смертельным исходом в России ведется чаще всего с нарушениями закона. Следователи, получая личную заинтересованность, легко выводят из-под удара виновников аварии, даже несмотря на очевидность их преступных деяний. Что касается VIP-аварий, в восьми случаях из 10 решение выносится в пользу владельцев мигалок, констатируют эксперты.
В качестве примера настоящего фарса вместо расследования аварии газета "Московский комсомолец" приводит ДТП на проспекте Вернадского в Москве, когда в служебный автомобиль "ГАЗ-31023", неожиданно заглохший на проезжей части, врезался Hyundai Santa Fe под управлением Светланы Щербаковой. От удара "Волгу" отбросило на 80 метров вперед. В итоге 35-пятилетний водитель Руслан Керимов, который копался в капоте стоявшей машины, получил тяжелые травмы и скончался в больнице через три недели.
Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД установили, что виновата Щербакова. Сама женщина позже призналась жене погибшего, что, увидев стоящую на дороге машину, просто перепутала педаль газа с тормозом. Однако следователь 3-го отдела следственной части по РОПД СУ при УВД по ЮЗАО Москвы майор юстиции Федосеев, как предполагает газета, вероятно, под давлением веских обстоятельств, пришел к выводу, что водитель Hyundai ехала с разрешенной скоростью и у нее просто не было возможности предотвратить наезд.
Как установило издание, следственный эксперимент вообще не проводился. Кроме того, к делу не были приобщены фотографии с места происшествия. Федосеев, проведя расследование, признал, что в ДТП виновен погибший. По мнению следователя, он не включил аварийную сигнализацию, не выставил знак аварийной остановки и не обеспечил исправное состояние автомобиля.
В то же время, отмечает "МК", факт наличия аварийного знака на проезжей части подтверждается протоколом осмотра места ДТП и показаниями очевидцев. "Аварийку" же было невозможно включить из-за отказа электрооборудования "Волги".
Газета указывает, что первоначально начальство Федосеева отменило по представлению прокуратуры ЮЗАО столицы постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Щербаковой. И хотя потом в материалах дела не появилось ничего нового, в возбуждении дела снова было отказано, и во второй раз прокуратура признала правомерность отказа.
СМИ также указывают, что расследования аварий с участием высокопоставленных чиновников или сотрудников правоохранительных органов ведутся таким же образом - в подавляющем большинстве случаев виновники остаются безнаказанными.
Между тем за три дня в столице произошло сразу три ДТП с участием представителей органов государственной власти. В центре Москвы машина с мигалкой наехала на постового ДПС, на северо-западе столицы милиционер сбил женщину с коляской, в которой находился ребенок, на юге города виновником аварии стал пьяный полковник ГИБДД. Как пишет газета "Новые известия", по словам экспертов, главной проблемой является не то, что VIP-персоны попадают в ДТП чаще, а в том, как ведется расследование таких дел.
Первый инцидент произошел 16 января рядом с метро "Выхино". 25-летний Денис Петренко переходил дорогу, когда в него врезался внедорожник Kia Mohave. Удар был такой силы, что Денис подлетел на полтора метра, а потом ударился об асфальт. Виновник наезда с места происшествия скрылся, но его вскоре задержали. Им оказался 39-летний заместитель начальника контрольно-разрешительного отдела Управления ГИБДД Москвы Алексей Фомин. Экспертиза показала, что в момент ДТП водитель был пьян. Молодой человек, которого сбил Фомин, сейчас находится в больнице с травмами различной степени тяжести.
Позже выяснилось, что к моменту аварии Фомин уже не являлся сотрудником ГИБДД. Согласно документам, он уволился по собственному желанию за несколько дней до случившегося. Как выяснили СМИ, день увольнения странным образом совпал с днем присвоения Фомину звания полковника милиции. Как уверяют в ГИБДД, Фомин действительно уволился 13 января, а при оформлении ДТП просто забыл сказать об этом инспекторам.
Одновременно в ведомстве отмечают, что процедура присвоения звания и увольнения никак не связаны, ведь звание могут давать и за выслугу лет. Однако, по данным экспертов, сотрудники милиции, поступая на службу, подают сразу же заявление об уходе с открытой датой. Как раз для таких случаев, как, например, ДТП, для того, чтобы не скомпрометировать органы.
Вторая авария произошла 18 января на Новом Арбате. 38-летний инспектор ДПС, старший лейтенант милиции переходил дорогу для регулировки движения. В этот момент на него и налетел автомобиль Audi-A8 с проблесковым маячком, который двигался по резервной полосе. Старший лейтенант был госпитализирован с закрытой черепно-мозговой травмой и переломом ноги. Позже выяснилось, что сбившая милиционера машина принадлежит правительству Мурманской области.
Третье ДТП было зафиксировано на северо-западе Москвы. Также 18 января на улице Маршала Василевского 31-летний оперуполномоченный ОВД по району Щукино, управляя личной машиной Volvo S60, наехал на женщину с коляской. В результате аварии полуторагодовалый ребенок был госпитализирован с черепно-мозговой травмой. Мать выдвинула на проезжую часть коляску из-за огромного сугроба, в который сгребли снег коммунальные службы. Слишком поздно увидев коляску, милиционер, чтобы не наехать на нее, вильнул в сторону и столкнулся с двигавшейся по встречной полосе машиной. Тем не менее машина задела коляску по касательной, маленький Ярослав вывалился из нее и ударился головой об асфальт, сообщает "МК".
Как закончится расследование всех этих дел, пока неизвестно, однако практика показывает, что если сотрудников правоохранительных органов и наказывают, то самым щадящим образом. Например, они отделываются условным сроком.