Вопросы реструктуризации штрафов со стороны заказчиков были затронуты на прошедшем совещании в Государственном космическом научно-производственном центре им. Хруничева под руководством вице-премьера Юрия Борисова. В совещании приняли участие также руководитель Роскосмоса Дмитрий Рогозин и директора отраслевых предприятий. Об этом "Ведомостям" рассказали два участника совещания, а также сотрудник аппарата правительства.
По их словам, обсуждалась возможность внесения поправок в законодательство, которые бы защитили интересы предприятий при исполнении контрактов в условиях санкций, а также позволили избежать финансового наказания в случае задержек программ импортозамещения, прежде всего в области создания электронно-компонентной базы.
Как пояснил менеджер одного из предприятий оборонной промышленности, речь шла о штрафных санкциях, применяемых в отношении ракетно-космических предприятий госзаказчиками в лице Минобороны России и самого Роскосмоса. По его словам, согласно федеральному закону "О контрактной системе" госзаказчик обязан предъявить финансовые претензии к исполнителю в случае нарушения им контрактных обязательств без рассмотрения причин срыва сроков сдачи продукции. В большей степени эта проблема касается именно военных заказов, где каждый контракт разбит на несколько этапов и задержка с отчетностью на неделю или на месяц хотя бы по одному из них грозит наказанием, соразмерным сумме всего соглашения.
За последние два месяца военные подали крупные иски к двум крупнейшим предприятиям отрасли: 27 сентября поступил иск к ракетно-космической корпорации "Энергия" (г. Королев) на сумму в 5,038 миллиарда рублей, а 15 ноября - иск на сумму 2,1 млрд руб. к ракетно-космическому центру "Прогресс" (Самара). Суть исковых претензий официально не раскрывается. Однако в обоих случаях речь идет о космических аппаратах, создаваемых в интересах военного ведомства.
По словам источника, близкого к Минобороны России, риски есть и у другого спутникостроительного предприятия Роскосмоса - НПО имени Лавочкина. Это предприятие обязалось обеспечить в 2019 году запуск первого из пяти спутников радиолокационного дистанционного зондирования Земли типа "Аракс", причем уже без использования иностранных компонентов. В 2013 году полезную нагрузку спутников предлагалось закупить у европейского концерна Airbus, но сделка была сорвана тогда же, еще до введения антироссийских санкций, из-за запрета властей Германии.
По данным из аппарата правительства, Минобороны России, исходя из такой практики, может выписать штрафы на сумму от 150 млрд до 300 млрд руб., что крайне негативно скажется на положении отрасли: предприятия, выполняющие низкорентабельные военные заказы, не обладают даже малым запасом свободных денег, которые можно было бы использовать для выплаты штрафов и пени.
Теоретически вероятность нормативно-правовых послаблений в данном случае достаточно велика, однако при этом надо быть максимально осторожным, чтобы не поощрять послабления как таковые: практика выставления Минобороны крупных исков к исполнителям гособоронзаказа распространяется на весь оборонный комплекс, включая ОАК, ОСК и другие корпорации, а не только на предприятия Роскосмоса.
Отметим, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в последнее время регулярно критикует Роскосмос и его руководство за неэффективность. В марте этого года он рассказал о наличии вопросов к руководству Роскосмоса относительно выполнения его федеральной целевой программы.
Премьер отметил, что в бюджете на 2018 год на финансирование ФЦП было предусмотрено около 500 млрд рублей, значительную часть которых планировалось направить на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки. В январе премьер-министр также критиковал Роскосмос за "прожектерство" и неэффективное использование инвестиций.
"Надо заканчивать с прожектерством. Хватит болтать, куда мы полетим в 2030 году, надо работать, меньше говорить и больше делать, активно заниматься коммерциализацией космической нашей отрасли и увеличением доли России на международном рынке", - распекал Медведев чиновников космической корпорации.
Он добавил, что в 2018 году компания не использовала около 16% бюджетных инвестиций, что отчасти было обусловлено объективными причинами. "В любом случае это недозагруженные предприятия и невыполненные научные работы. Как результат, одна из конкурентных сфер развивается медленнее, чем нам нужно, ну и существуют финансовые трудности для различных подведомственных структур", - сказал Медведев.
Он призвал создать эффективные механизмы управления и финансирования внутри самой ракетно-космической отрасли и установить жесткий контроль за исполнением принятых решений и соблюдением сроков и стандартов качества. А в июне этого года он констатировал срыв Роскосмосом контрактов по пилотируемым полетам.