Сотрудники омского Центра "Э" МВД привлекли уборщицу регионального управления полиции в качестве понятой для оценки картинок в репостах 20-летнего сына местной журналистки Наталии Гергерт в социальной сети "ВКонтакте", которого сейчас судят по обвинению в экстремизме
 
 
 
Сотрудники омского Центра "Э" МВД привлекли уборщицу регионального управления полиции в качестве понятой для оценки картинок в репостах 20-летнего сына местной журналистки Наталии Гергерт в социальной сети "ВКонтакте", которого сейчас судят по обвинению в экстремизме
Global Look Press

Сотрудники омского Центра "Э" МВД привлекли уборщицу регионального управления полиции в качестве понятой для оценки картинок в репостах 20-летнего сына местной журналистки Наталии Гергерт в социальной сети "ВКонтакте", которого сейчас судят по обвинению в экстремизме, пишет "Медиазона" 21 июня. При этом оперативников не смутил тот факт, что уборщица Рамзиля Юлдашева плохо видит и была в тот момент без очков. Сама она заявила в суде, что, не читая, подписывает все, что ей дают, сообщается в публикации.

По данным портала, сотрудники Центра "Э" 19 декабря 2016 года пришли домой к 20-летнему Ярославу М. (фамилия не указывается по просьбе семьи), который жил со своей матерью. Поводом для визита стали сделанные молодым человеком репосты в соцсети "ВКонтакте", в частности, републикация поста с рассуждениями о резонансном убийстве известного боксера и борца смешанных единоборств Ивана Станина в Москве в марте 2015 года в дорожном конфликте с "лицами кавказской национальности".

- В Петербурге националист Бондарик получил второй условный срок за пост про это убийство

После осмотра квартиры Ярослава вместе с матерью отвезли в Центр "Э", где с него взяли подписку о невыезде. Позднее ему предъявили обвинение по ч. 1 ст. 282 ("Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, совершенные с использованием интернета"), предусматривающей до пяти лет лишения свободы.

По словам его адвоката Хакима Садыкова, в предъявленном его клиенту обвинении фигурируют два с половиной десятка репостов и картинок и четыре видеоролика, в которых упоминаются "приоритеты межэтнических отношений". Среди них - изображение с надписью "Вступай в СС" и видео с участием некоего "человека с черным цветом кожи", который торгует наркотиками возле детской площадки.

По версии следствия, эти материалы доказывают, что Ярослав придерживается националистических взглядов, сообщил адвокат. При этом он настаивает, что его клиент еще до визита силовиков удалил свой аккаунт во "ВКонтакте".

Подслеповая уборщица увидела на картинках "животных с нацистскими знаками"

Процесс по данному уголовному делу стартовал в Кировском районном суде Омска 10 мая. В деле фигурируют семеро свидетелей обвинения, имена которых засекречены, шестерых них уже допросили в суде, сообщил адвокат.

На заседании 17 мая допросили свидетельницу обвинения Рамзилю Юлдашеву, которая работала уборщицей в здании регионального управления МВД на улице 10 лет Октября. Она рассказала, что на работе к ней подошли сотрудники Центра "Э", которые предложили ей пройти в кабинет и стать понятой: "Сказали, посмотрите, в компьютере есть молодой человек, он распространяет националистические призывы".

По словам Юлдашевой, она торопилась вернуться к работе, к тому же у нее не было с собой очков, поэтому в содержание показанных материалов она "не вдавалась сильно", а запомнила только имя блогера и "нацистский знак", который ей показали на его странице в соцсети - в какой именно, она тоже не запомнила.

Портал цитирует выдержу из протокола судебного заседания с допросом понятой Юдашевой. "Мне показали картинки какие-то, на них изображались лица животных с нацистскими знаками", - сообщила уборщица. На вопрос гособвинителя, почему она сделала вывод, что это нацистские знаки, Юлдашева ответила: "Я знаю нацистские знаки в виде креста".

Cудья Дмитрий Литвинов зачитал показания понятой. "Сотрудники ЦПЭ через браузер вошли в социальную сеть "ВКонтакте" - страничка была в общем доступе, каких-либо ограничений на просмотр не имела, на ней было много разжигающих межнациональную рознь записей", - цитирует Гергерт выдержку из этих показаний.

"Вы подписывали эти показания?" - спросил судья. "Мне вообще всегда сколько дают расписываться, столько я и расписываюсь, - ответила Юлдашева. - А что там написано, не читаю".

Процесс осмотра "экстремистских" репостов занял, по словам Юлдашевой, около 20 минут. При этом в рапорте оперативно-разыскного мероприятия от 1 апреля 2015 года указано, что с уборщицей работали 4,5 часа.

Кроме того, Юлдашева вспомнила, что в помещении находился и второй понятой, которого она назвала "сотрудником". Отвечая на уточняющий вопрос, она пояснила, что этот человек в штатском не представлялся, однако он все еще оставался в кабинете, когда она вернулась мыть полы.

Судья попытался уточнить у свидетельницы фамилию блогера, страницу которого ей показывали, однако Юлдашева ее не запомнила. Также она не смогла сказать, совпадали ли распечатанные сотрудниками Центра "Э" материалы с тем, что она видела на экране компьютера или с фотографиями, которые ей показали на допросе: "Прошло много времени, меня это не касалось, я и не старалась запомнить их. Сейчас даже не могу обрисовать их".

"Лица зверей только запомнились мне, пользователя не помню", - ответила она на вопрос, была ли фотография человека на странице. После этого представитель обвинения попросил суд огласить письменные показания Юлдашевой "в связи с существенными противоречиями в показаниях", сообщается в статье.