Достояние нацистов, оцененное в 500 тысяч долларов, лежит бесхозным в подмосковном санатории ЦК КПСС "Сосны". Он находится на 20-м километре Рублево-Успенского шоссе. Еще недавно это был райский уголок Подмосковья: санаторий стоит на высоком берегу реки Москвы, и из окон его корпусов было видно как на ладони - огромное, удивительное, еще не застроенное коттеджами зеленое поле. Однако сейчас гулять здесь негде, почти не осталось тех самых заповедно-сказочных дорожек, некогда пронизывавших санаторную территорию. Теперь сосновый лес вырублен, а на месте варварских порубок стоят коттеджи-терема, сообщает газета "Версия".
Все теперь здесь по-другому: теннис по 500 рублей за час, свежевыжатый сок за 500 рублей стакан. Однако прежними остались лежать у главного входа два великолепных скульптурных оленя.
Сейчас, наверное, уже трудно точно установить, в каком году появились эти олени в "Соснах". Скорее всего в конце 40-х годов прошлого века. То есть вскоре после войны, когда в России появилось неисчислимое трофейное имущество, вывезенное по репарациям из побежденной Германии. На них можно прочитать, что олени сотворены в Берлине.
С самого начала, с 1933 года, когда нацисты пришли к власти, они не жалели ни сил, ни денег, для того чтобы увековечить в веках свою империю. Новый порядок в Германии должен был выразиться и в произведениях искусства, в символическом воплощении идей национал-социализма. Помпезность нацистов была безгранична: помимо имперской иконографии символами нового режима стали сильные и мощные животные и птицы - львы, орлы и олени, бронзовыми вариациями которых украшали свои резиденции гитлеровские бонзы.
Одним из таких "любителей искусства" был Герман Геринг - главнокомандующий люфтваффе. Для своих поместий он отхватывал самые аппетитные уголки немецкой земли. Изолированные от посторонних глаз виллы поражали своей роскошью. Одна из самых богатых и таинственных резиденций главного летчика рейха располагалась на берегу живописного озера, в 60 км к северо-востоку от Берлина.
В 1934 году Геринг начал строить там свою новую резиденцию, назвав ее Каринхалль - в память о своей первой жене шведке Карин. Геринг перевез ее останки из Швеции и захоронил в специально построенном для этого в Каринхалле склепе. Постройка удалась на славу. Через 3 года Геринг расширил поместье. А вход в него стали сторожить 2 бронзовых оленя. Агенты рейхсмаршала рыскали по всей Европе, не пропускали аукционов и распродаж, устраивая так, что уникальные творения человеческого гения попадали в коллекцию Геринга практически даром или за счет различных имперских фондов.
С появлением первого советского разведподразделения (это произошло 26 апреля 1945 года) Каринхалль был разрушен мощным взрывом. До июля 1946 года вся округа была объявлена закрытой зоной. Солдаты Советской армии разбирали развалины еще недавно богатейшего частного музея.
От коллекций Геринга остались буквально крохи. Два бронзовых оленя, мирно лежащие на пороге главного здание бывшего санатория ЦК КПСС "Сосны" - это те самые олени, которые "охраняли" геринговский Каринхалль. Кстати, их третьего собрата можно увидеть в целости и сохранности на постаменте в зоопарке берлинского района Фридрихфельде.
Идентичность подмосковных оленей была установлена немецким ученым Мартином Альбрехтом, ныне живущим в Берлине. Выяснилось, что этот известный специалист откликнулся на просьбу крупнейшего знатока окрестностей Рублевского шоссе Андриана Рудомино.
"Олени представляют собой совершенные по форме превосходные бронзовые экземпляры, имеющие исключительную художественную и историческую ценность", - писал Альбрехт. Подтвердили это заключение и осматривавшие скульптуры специалисты Всероссийского института реставрации и Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Было решено, что оленей надо немедленно реставрировать, поднять на постаменты и защитить от излишних прикосновений.
Кстати, по оценкам экспертов, цена "любимцев" Геринга сегодня равна 500 тысячам долларов. Поэтому не исключено, что в ближайшем будущем они могут оказаться в одном из возводимых вокруг "Сосен" дворцов нуворишей, а то и на аукционе Sotheby's или Christie's.
А вот мнение американского банкира и коллекционера, признанного авторитета в области русского искусства князя Никиты Лобанова-Ростовского: "Уже более полувека буквально гибнут в "Соснах" брошенные на землю 2 великолепных бронзовых оленя, созданных немецким скульптором Христлибом и отлитых известной берлинской литейной фирмой Gladenbeck und Sohn. Много лет этих прекрасных произведений садово-парковой скульптуры не касалась рука реставратора. К тому же какие-то местные "умельцы" измазали их бронзовой краской, дети и взрослые портят скульптуры, нанося им непоправимые увечья".
Можно привести лишь некоторые примеры взаимовыгодного сотрудничества по перемещению оказавшихся за рубежом в годы Второй мировой войны исторических реликвий. Так, архив следователя Соколова с многочисленными документами о гибели императора Николая II и его семьи был куплен князем Лихтенштейном и передан им (при посредничестве барона Э.А. Фальц-Фейна) в обмен на возвращение семейного архива властителя Лихтенштейна, вывезенного после войны из Вены, где был княжеский замок. А трофейный архив баронов Ротшильдов не так давно обменяли на документы, связанные с императором Александром II.
Многим памятен скандал с картиной Рубенса "Тарквиний и Лукреция". Шедевр без малого 60 лет пролежал в чемодане на антресолях. В 1999 году дочь советского офицера продала его неизвестному антиквару за 800 долларов.
Дальше началась цепочка перепродаж. В конце концов произведение Рубенса оказалось в руках коллекционера Владимира Логвиненко. Он купил его за 3,5 миллиона долларов. Реальная стоимость картины, по оценкам экспертов, 80 миллионов евро. Логвиненко вышел на немецкий музей Сан-Суси, где хранилась картина до войны, с предложением вернуть Рубенса, но с компенсацией затраченных им средств. Разгорелся международный скандал, было возбуждено уголовное дело по факту перепродажи краденого, а судьбу картины обсуждали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. В итоге и немецкая, и российская стороны согласились, что Логвиненко - законный владелец.
Но не только наши антиквары бывают не всегда в курсе того, что продают. Так, у норвежского торговца Рейдара Осена была найдена картина Тициана "Флора". Сам он ее купил 24 года назад, заплатив около 1000 долларов лишь потому, что ему понравились "рама и сам портрет женщины". Антиквар и подумать не мог, какой ценностью он обладал. По оценкам специалистов, стоимость шедевра 60 миллионов долларов.
В испанском городе Малаге ничего не подозревающий коллекционер сдал на реставрацию картину Сальвадора Маэлья. Каково же было его удивление, когда реставраторы ему сообщили, что настоящий автор картины - прославленный Франсиско Гойя.
Немало интересного находится при разборе старых вещей. Так, в Уфе в прошлом году на чердаке старинного особняка отыскали хорошо сохранившийся экземпляр книги "Четьи-Минеи" первопечатника Ивана Федорова. Книга, по оценкам экспертов, датируется 1580 годом. А в Ростовской области во время ремонта средней школы в станице Кривянской между стенными перегородками были найдены иконы XIX века. Автор икон - один из известнейших иконописцев Елисей Черепахин.
Однажды случился переполох и на студии Уолта Диснея. Там при разборе архивов обнаружились рисунки Сальвадора Дали. Оказалось, что великий художник в 1945-1946 годах собирался совместно с Диснеем создать анимационную ленту. Проект так и не был осуществлен, но наброски остались. Дотошные американские эксперты подсчитали, что теперь эти зарисовки гения сюрреализма стоят не меньше 5 миллионов долларов.