Препятствиями в борьбе с коррупцией являются "расширительное толкование презумпции невиновности", а также депутатский и судейский иммунитет, заявил замгенпрокурора Владимир Колесников. Он считает это единственным способом привлечь коррупционеров к ответственности. Согласно нынешнему законодательству чиновники не обязаны декларировать свои доходы и их невозможно наказать за сокрытие информации. А все предпринятые властью с 1992 года попытки сделать прозрачными доходы чиновников успеха не имели, пишет ГАЗЕТА GZT.ru.
На днях в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные стратегии и методам борьбы с коррупцией.
Выступивший перед депутатами замгенпрокурора Владимир Колесников нашел в законодательстве существенный недостаток, позволяющий коррупционерам чувствовать себя вольготно.
"Необоснованно расширительное толкование конституционных положений о презумпции невиновности обвиняемых в совершении преступлений существенно снизило эффективность борьбы с различными проявлениями коррупции", - сказал он.
В свою очередь, бывший глава МВД, а ныне депутат Госдумы Анатолий Куликов добавил, что в коррупционных делах надо отменить презумпцию невиновности для чиновников и их родственников. По его мнению, "чиновник с зарплатой 6 тысяч рублей обязан доказать, откуда у него особняк за сотни тысяч долларов, иначе он находится под подозрением".
Иными словами, чтобы не быть заподозренным в коррупции, чиновник обязан декларировать свои доходы и сдавать соответствующие документы в налоговые органы. Но сегодня российские чиновники освобождены от этой обязанности в отличие от их грузинских, украинских или киргизских коллег.
Высокопоставленные чиновники в Европе вынуждены подавать в отставку, чтобы не оказаться в центре коррупционных скандалов: так, например, недавно Станислав Гросс покинул пост премьер-министра Чехии, потому что не смог объяснить происхождение принадлежащих ему 180 тысяч долларов.
Сейчас чиновники подают налоговые декларации на общих основаниях только в том случае, если имеют побочные доходы от продажи, к примеру, недвижимости. Заниматься предпринимательской деятельностью или владеть пакетами акций им формально запрещено. По этой причине в самой Федеральной налоговой службе не ведут отдельного реестра, в который бы заносили чиновников и депутатов.
Единственным документом, позволяющим узнать что-либо о материальном положении чиновника, зачастую оказываются милицейские сводки, где сказано, что было похищено из квартиры высокопоставленного лица. К примеру, у руководителя Росатома (тогда Минатома) Александра Румянцева в 2003 году похитили 30 тысяч долларов, наручные часы Patek Philippe и Cartier из белого золота, золотые часы Maurice Lacroix, золотую цепь длиной 40 см, 7 золотых колец и так далее. Официальная зарплата министра на тот момент составляла 10 тысяч рублей (вместе с премиями и выплатами - 25 тысяч).
Декларирование доходов чиновников как обязательная антикоррупционная мера была прописана в первый раз в 1992 году в указе президента Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Затем в мае 1997 года последовал указ о декларациях доходов чиновников, предписывавший в трехмесячный срок задекларировать свои доходы всем высшим госчиновникам федерального уровня, а также руководителям краев и областей. Сам Ельцин декларацию сдал - в отличие от ряда чиновников, которые никакой ответственности за это не понесли, буквально проигнорировав указ.
За предоставление ложных сведений о доходах чиновника не могут даже отстранить от участия в выборах: принятое в 2001 году избирательное законодательство лишили этой нормы. В законе "О противодействии коррупции", принятом Госдумой в 2001 году в первом чтении, есть норма об ответственности чиновников за непредоставление деклараций о доходах. Но закон уже 4 года не выносится на второе чтение и, скорее всего, будет "похоронен" в Думе.
При этом Россия в 2003 году подписала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, которая до сих пор не ратифицирована Госдумой. Ряд положений конвенции, например норму о конфискации имущества, полученного путем коррупции, поддерживает Генпрокуратура - Колесников призвал принять такие поправки в законодательство. Но, настаивая на ограничении презумпции невиновности, Генпрокуратура фактически требует расширения своих полномочий.
Борьбе с коррупцией мешает и иммунитет "широкого круга должностных лиц", полагает замгенпрокурора. К их числу относятся судьи, прокуроры, следователи, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты в субъектах РФ, аудиторы Счетной палаты РФ, члены избирательных комиссий и еще ряд должностных лиц.
"Особый ограничительный порядок уголовного преследования таких лиц сопряжен с большими сложностями, что фактически позволяет им уходить от ответственности. Чего мы боимся?" - задает риторический вопрос прокурор.
Примечательно, что журнал Forbes опубликовал ежегодный рейтинг самых богатых людей мира. Среди богатейших россиян 18 представителей власти: 7 сенаторов, 6 депутатов Госдумы РФ, 2 депутата региональных парламентов, 2 президента и один губернатор. Самым богатым депутатом оказался член фракции ЛДПР Сулейман Керимов - у него 2,6 миллиарда долларов.
Однако журнал отмечает, что все нажили свои богатства еще до прихода к власти. Проверить законными способами правильность этого утверждения невозможно ни налоговикам, ни правоохранительным органам. При этом за рамками анализа Forbes остались представители исполнительной власти - министры и главы ведомств. Подсчитать их доходы не представляется возможным.