Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ завершил расследование дела о коррупции, вымогательстве и незаконном прослушивании телефонов, главным фигурантом которого является бывший начальник департамента оперативного обеспечения Госнаркоконтроля генерал-лейтенант Александр Бульбов. При этом следствие внесло в обвинительное заключение по громкому делу существенные изменения, которые мешали судить генерала Бульбова. В частности, было прекращено уголовное преследование бывших сотрудников ГРУ, из-за которых Генпрокуратура и Верховный суд России несколько раз признавали все уголовное дело на генерала Бульбова необоснованным, пишет в четверг "Коммерсант".
Напомним, генерал был задержан 1 октября 2007 года в аэропорту "Домодедово". Согласно материалам дела, генерал платил по 50 тыс. долларов в месяц за незаконное прослушивание телефонных переговоров сотруднику МВД Михаилу Яныкину, который также проходит обвиняемым по делу. Согласно материалам следствия, с января 2003 года Бульбов собирал с коммерсантов по 4 тыс. долларов в месяц. Всего Бульбову предъявлены обвинения по 35 эпизодам преступлений.
Как отмечает издание, стороны закончили ознакомление с материалами дела, и обвинительное заключение по нему теперь передано для утверждения в Генпрокуратуру.
Обвинительное заключение в отношении генерала, его подчиненных Юрия Гевала, Александра Донченко, помощницы Марии Ковалевой, бывшего заместителя начальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД Москвы Михаила Яныкина и других было направлено СКП на утверждение в Генпрокуратуру в начале этой недели. В Генпрокуратуре могут вынести два решения: утвердить обвинительное заключение для последующей передачи дела в суд или вернуть его для исправления ошибок следственным органам.
Очевидно, чтобы избежать проблем при утверждении обвинения, следствие внесло в него существенные изменения, сократив количество обвиняемых по громкому делу с 15 до 10 человек. В частности, было прекращено уголовное преследование бывших сотрудников ГРУ, а сейчас предпринимателей Игоря Горохова и Владимира Нестеренко, с задержания которых начиналось расследование этого дела.
Предприниматели и один из руководителей УСТМ Яныкин были задержаны еще летом 2007 года за организацию незаконных прослушек. Вскоре после этого следствие объединило возбужденные в отношении них уголовные дела. А в рамках объединенного дела были проведены и остальные задержания, в том числе в октябре 2007 года генерала Бульбова, которого следователи считают организатором прослушек. По версии следствия, незаконно прослушивались телефоны шести предпринимателей и ведущего программы "Момент истины" Андрея Караулова.
Затем в деле о прослушивании появились эпизоды о вымогательстве крупных взяток. Однако впоследствии выяснилось, что в фабулу обвинения по объединенному делу следователи забыли добавить к Игорю Горохову формулировку "и другие неустановленные лица", что послужило поводом для нескольких решений Верховного суда и Генпрокуратуры, признававших привлечение новых фигурантов по этому делу незаконным. Убрав же из дела Горохова, следователи решили исправить правовую коллизию. Уголовное преследование в отношении бывшего сотрудника ГРУ и четырех других фигурантов официально прекращено "за истечением срока давности". По делу они будут проходить в качестве свидетелей.
Адвокаты оставшихся в деле фигурантов сообщили, что фабула инкриминируемых им преступлений не претерпела изменений. "Они по-прежнему расплывчаты и ничем не доказаны", - отметил один из них.
Бульбов отвергает обвинения. Сам генерал утверждает, что он и его подчиненные выполняли поручения следователей по делам о контрабанде мебели и китайских товаров. По мнению Бульбова, его уголовное преследование носит "заказной характер и является местью за работу в ФСКН по делу о контрабанде мебели в торговые центры "Гранд" и "Три кита" и китайской контрабанде". При этом он считает, что в материалах уголовного дела ни одного доказательства его вины нет.
Какое бы решение по обвинительному заключению ни приняли бы в Генпрокуратуре, это дело будет рассматриваться в суде с участием присяжных заседателей. Многие из обвиняемых уже заявили ходатайство об этом еще на стадии ознакомления с 54 томами дела, отмечает издание.