Председатель Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что иммунитетом от уголовного преследования обладает слишком много чиновников и депутатов, и предложил сократить этот список Адвокат Дмитрий Аграновский в разговоре с журналистами отметил, что особый правовой статус существует в большинстве государств и отнюдь не является уникальной чертой российского права
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Председатель Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что иммунитетом от уголовного преследования обладает слишком много чиновников и депутатов, и предложил сократить этот список
bastrykin.ru
 
 
 
Адвокат Дмитрий Аграновский в разговоре с журналистами отметил, что особый правовой статус существует в большинстве государств и отнюдь не является уникальной чертой российского права
Архив NEWSru.com
 
 
 
Инициативу СКП поддержал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Вообще ситуация с правовым статусом ряда высокопоставленных лиц уже принимает нездоровый оборот"
capitalstyle.ru

Председатель Следственного комитета при прокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что иммунитетом от уголовного преследования обладает слишком много чиновников и депутатов, и предложил сократить этот список. Между тем эксперты отмечают, что некоторым подобный статус необходим, и сомневаются, что следственным органам удастся эффективно доказывать виновность VIP-коррупционеров.

"Ни в одной европейской стране нет такого огромного количества лиц, которые обладают иммунитетом от уголовного преследования за совершение тяжких преступлений, как у нас", - заявил глава СКП в четверг на расширенной коллегии ведомства в Волгограде.

- Эксперты обвинили Бастрыкина в "популизме"
- Сторонники Бастрыкина предлагают начать реализовывать его идею с него самого
- Борьба с коррупцией в РФ (Справка)

По его словам, только за первое полугодие 2010 года в России инициировано уголовное преследование 800 лиц с особым правовым статусом, в том числе 500 депутатов и глав выборных органов власти, 23 депутата субъектов РФ, 14 членов избиркомов, 5 судей, 17 прокуроров и 92 следователя. Причем, как передает BaltInfo, лица, обладающие особым правовым статусом, все чаще попадают в поле зрения следственных органов, в том числе, по факту рейдерских захватов.

"Давайте не ловить блох, оставьте в покое стрелочников, возьмитесь за чиновников высокого уровня", - напутствовал Бастрыкин своих подчиненных на борьбу с коррупцией в высших эшелонах.

Эксперты обвинили Бастрыкина в "популизме"

Выступление главного следователя эксперты по уголовно-правовым вопросам восприняли по-разному. Адвокат Дмитрий Аграновский в разговоре с журналистами отметил, что особый правовой статус существует в большинстве государств и отнюдь не является уникальной чертой российского права. "Такая норма была придумана не у нас, и критерии особого правового статуса выработаны во многих странах, имеющих куда более богатую историю парламентаризма. И там от такой практики не отказываются", - заявил юрист.

По его словам, правоприменители нуждаются в подобном иммунитете для защиты от неправомерного преследования с целью давления. "Следователи, судьи, прокуроры – они постоянно находятся в конфликтном поле в силу их обязанностей, поэтому защита от неправомерного уголовного преследования им необходима. Ведь трактовать их действия в процессе отправления правосудия очень легко как превышение полномочий. Может быть, их сейчас стоит даже защитить дополнительными мерами адвокатов, которых сейчас проще всего привлечь к уголовной ответственности", - заявил Аграновский.

Он добавил, что, наверное, "лозунг "давайте их всех привлечем" звучит привлекательно для обывателей, но в этом больше популизма, чем реальной борьбы с коррупцией".

Сторонники Бастрыкина предлагают начать реализовывать его идею с него самого

Между тем инициативу СКП поддержал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. "Вообще ситуация с правовым статусом ряда высокопоставленных лиц уже принимает нездоровый оборот: так, недавно столичная судья заявила в процессе, что чиновники, назначенные непосредственно президентом, неприкосновенны так же, как и он. И никто не дисквалифицировал ее за незнание законов", - сказал собеседник агентства.

При этом, по его словам, "начать нужно с СКП и Генпрокуратуры – ведь последняя, как мы помним, была инициатором особого статуса прокуроров перед сотрудниками ГИБДД, которым запрещали задерживать прокурорских работников за нарушения правил дорожного движения".

В то же время он считает, что простора для борьбы с коррупцией на самых верхах нет, так как "Следственный комитет и сам подвержен коррупции". "Громких дел сейчас – единицы, основная масса выявленных коррупционных проявлений – это дела в отношении врачей и преподавателей, для возбуждения которых достаточно одного оперативного эксперимента или провокации", - резюмировал эксперт.

В свою очередь депутат петербургского ЗакСа, бывший начальник ГУВД Петербурга Аркадий Крамарев считает, что отменой особых статусов можно активизировать реальную борьбу с коррупцией. "Взять, например, судей – в отношении них невозможно проводить никакой оперативной работы, ни наблюдения, ни прослушивания переговоров. Я и сам несколько лет назад выступал с инициативой упрощения механизма привлечения судей к уголовной ответственности, но коллегия судей выступила резко против, и в итоге – 9 голосов "за", остальные "против", - рассказал парламентарий.

По его словам, отмена неприкосновенности для народных избранников будет справедливой и позволит правоохранительным органам "оздоровить обстановку". Профессионализм же следователей под вопрос Крамарев ставить не склонен. "В центральном аппарате СКП, который расследует громкие дела в отношении высокопоставленных лиц, осталось много опытных кадров, сформировавшихся как профессионалы еще в старой системе прокурорского следствия. Ничего в этом смысле для них не изменилось – расследовали в прокуратуре, расследуют и в СКП, соображать и там, и там требуется одинаково. Пусть работают", - резюмировал депутат.

Борьба с коррупцией в РФ (Справка)

Напомним, с последней антикоррупционной инициативой выступил президент Дмитрий Медведев - подписал указ о мерах по реализации закона "О противодействии коррупции".

Согласно указу, гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, если функции по государственному управлению этими организациями входили в его должностные обязанности. Однако для этого он должен получить согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Параллельно Совет Федерации готовит новые законодательные решения о дополнительных мерах по борьбе с коррупцией. Предлагается несколько кардинальных мер против продажных чиновников: лишить их возможности получить условный срок, признать для взяточников работу в правоохранительных органах отягчающим вину обстоятельством.

"Мы считаем целесообразным внести изменения в Уголовный кодекс - ощутимо увеличить сроки запрета для лиц, осужденных за коррупционные преступления, занимать должности на государственной или муниципальной службе", - рассказал заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.

Еще одна новация – признать отягчающим обстоятельством совершение умышленного преступления судьей, сотрудником правоохранительных органов, а также нотариусом или адвокатом. Это сделает приговор для продажных правоохранителей более суровым.

Также в Уголовный кодекс РФ планируется ввести уточнение о минимальном размере взятки, принятие которой будет грозить коррупционеру лишением свободы. За взятки ниже минимального порога сажать не будут, а нарушителей оштрафуют в стократном размере.

Кроме того, президент настаивает на необходимости воздействовать не только на тех, кто берет взятки, но и на тех, кто привык их давать. На таких россиянах лежит не меньшая вина, считает Медведев.

14 июля на заседании Совета законодателей президент признал, что никаких значимых успехов в инициированной им борьбе с коррупцией не достигнуто.

По данным президента, количество выявленных преступлений, связанных с коррупцией, растет. В 2009 году было выявлено 43 тыс. преступлений коррупционной направленности.