Россия может сползти к диктатуре, если она не усилит свои суды и не сделает их противовесом Кремлю, считает председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин По его мнению, за шесть лет нахождения у власти Владимира Путина к президенту перешла вся полнота власти в стране, и в таких условиях нужны очень сильные, независимые суды
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Россия может сползти к диктатуре, если она не усилит свои суды и не сделает их противовесом Кремлю, считает председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин
vremya.ru
 
 
 
По его мнению, за шесть лет нахождения у власти Владимира Путина к президенту перешла вся полнота власти в стране, и в таких условиях нужны очень сильные, независимые суды
Телекомпания Эхо
 
 
 
Зорькин подчеркнул, что он не критикует Кремль. Он сказал, что России нужен сильный президент для ведения борьбы с преступностью и коррупцией, и что Путин сам нацелен на построение сильной судебной ветви власти
Телекомпания Эхо

Россия может сползти к диктатуре, если она не усилит свои суды и не сделает их противовесом Кремлю, считает председатель Конституционного Суда РФ Валерий Зорькин.

По его мнению, за шесть лет нахождения у власти Владимира Путина к президенту перешла вся полнота власти в стране, и в таких условиях нужны очень сильные, независимые суды. В противном случае не только права граждан не будут защищены, но также не будет системы сдерживания или обуздания исполнительной власти, сказал Зорькин в интервью агентству Reuters (полный текст на сайте Inopressa). По его мнению, результатом станет произвол власти, что является худшим видом диктатуры.

(Отметим, что позднее пресс-служба Конституционного Суда России заявила, что председатель КС РФ никогда не говорил, что "к президенту перешла вся полнота власти в стране" - прим.ред. NEWSru.com).

Зорькин подчеркнул, что он не критикует Кремль. Он сказал, что России нужен сильный президент для ведения борьбы с преступностью и коррупцией, и что Путин сам нацелен на построение сильной судебной ветви власти.

Но высказывания Зорькина об усилении власти Кремля заденут знакомую струну у критиков в России и на Западе, утверждающих, что российский лидер отступает от демократии, отмечает Reuters. Критики указывают на такие моменты, как почтительный тон телеканалов по отношению к власти, на то, что в парламенте большинство составляют сторонники Путина и поправками в закон отменены прямые выборы губернаторов российских регионов, что превращает их в назначенцев Кремля.

В этом году степень приверженности Путина демократическим ценностям тем более находится в фокусе внимания: к России впервые перешли полномочия председателя в клубе наиболее индустриально развитых демократических держав (G8).

По словам экспертов, Зорькин, 62-летний профессор права, стал главным ограничителем власти Кремля. Он имеет репутацию либерала и яростного сторонника верховенства закона. В 1993 году Конституционный Суд под председательством Зорькина вынес постановление о незаконности указа о роспуске парламента действующего президента Бориса Ельцина и указал, что имеются юридические основания для того, чтобы отправить Ельцина в отставку.

Противостояние завершилось после того, как Ельцин приказал открыть огонь из танков по зданию парламента, в котором забаррикадировались его оппоненты. Вскоре после этого Зорькин ушел в отставку. В 2003 году судьи КС вторично избрали его председателем.

Зорькин заявляет о том, что России сегодня нужна сильная исполнительная власть, в частности президентская власть, но при этом сильная рука не должна являться самоцелью.

Многие россияне считают, что судебная власть слаба и некомпетентна и судьи выносят вердикты, желательные с точки зрения властей. Такое мнение еще более усилилось после громкого процесса над нефтяным магнатом Михаилом Ходорковским, который его сторонники называют спектаклем, срежиссированным врагами Ходорковского в Кремле с целью вынести бизнесмену обвинительный приговор, отмечает Reuters.

Зорькин утверждает, что российская судебная система улучшается, и во многом благодаря реформам, которые продвигает Путин. Но, по словам Зорькина, судам еще нужно много пройти по пути улучшений.