Представители фракции "Единая Россия" в Госдуме озаботились проблемой защиты чести российских женщин, в связи с чем выступили за внесение дополнений в раздел законодательства, регулирующий отношения полов. По плану инициаторов разрабатываемого законопроекта, в Кодексе об административных правонарушениях должна появиться статья о "сексуальных домогательствах".
В конце прошлой недели у стен Госдумы прошла серия одиночных пикетов, организованных движением "Роснахал". Несколько девушек, расположившихся на удалении друг от друга, молча стояли у здания на Охотном ряду, держа в руках плакаты. "Я хочу, чтобы за фразу "Отдохнем у меня, с**а" и "Не очень-то и хотелось, дешевка" нахалов штрафовали", - гласило обращение активисток. Фоторепортаж публикует "Ридус".
По словам депутата от единороссов Марии Максаковой-Игенбергс, инициативы движения "Роснахал", не остались без внимания. "Тут надо четко проработать конкретную позицию. Ведь для того чтобы можно было обратиться в милицию, нужно, чтобы был свидетель или запись веб-камеры. Со слов девушки невозможно что-то доказать. Как бы ни сильны были российские женщины, им также крайне неприятно, когда люди нарушают границы личного пространства. В связи с этим все составляющие этого вопроса будут изучены и проработаны", - цитируют "Известия" депутата.
- Что в США считают сексуальным домогательством
Подобная практика давно применяется на Западе. В США пункт о сексуальных домогательствах, или так называемом харассменте, занимает особое место законодательстве. Там закон защищает женщин не только от прямого принуждения к сексу, но и от флирта, шуток и прикосновений, которые можно расценить как оскорбительные. Аналогичная ситуация обстоит в большинстве стран Западной Европы. В российском законодательстве никакого наказания за харассмент не предусмотрено. В УК РФ говорится только о "тяжелых формах" домогательств: изнасиловании, действиях сексуального характера и понуждении к таковым.
Единороссы же хотят поместить статью о харассменте в КоАП: недобропорядочное поведение, которое можно расценить как домогательство, будет караться денежным штрафом или исправительными работами.
"50 тысяч вызовут серьезные раздумья о целесообразности навязанного знакомства"
С той же инициативой выступают и активисты "Роснахала". На сайте движения предлагается внести дополнения в статью 213 КоАП - "Хулиганство". Сюда, по мнению защитников прав женщин, следует отнести "деяния, выражающиеся в публичных действиях неуважения к женщине", те же, но с применением средств либо предметов, используемых в качестве орудий в публичных действиях неуважения к женщине", а также деяния "по мотивам ненависти либо вражды в отношении женщин".
Наказывать нахалов активисты предлагают штрафом до 50 тысяч рублей или исправительными работами на срок от 480 часов до одного года. "Высокий штраф серьезно напугает именно "целевую аудиторию" - не слишком образованных, воспитанных и состоятельных молодых людей, стремящихся продемонстрировать свою "брутальность". У них, безусловно, найдутся 500, 1000, и даже 3000 рублей - но вот 50 000 вызовут серьезные раздумья о целесообразности навязанного знакомства. Дополнительно - высокий размер штрафа полезно простимулирует сотрудников правоохранительных органов, которые, согласитесь, будут более внимательно относиться к жалобам слабого пола", - отмечают активисты.
Эту идею поддержали и представители молодежного союза юристов России - вице- президент Артем Кирьянов даже направил письмо на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. А Гаджимед Сафаралиев, депутат от фракции "Единая Россия", сообщил "Известиям", что введение данного закона сделает наше общество более цивилизованным.
"У нас очень много случаев сексуального домогательства к служащим, на работе. Это не красит наше общество. Если изучить практику западных стран и ввести это у нас, то хуже от этого не будет. Отношения были бы более цивилизованными, и люди думали бы прежде, чем совершать что-то. На Западе все очень жестко: там попытка сексуального тона подвергается уголовному преследованию. У нас, конечно, не так жестко, но ограничивать также надо, - считает Сафаралиев.
Депутат-единоросс Ирина Роднина поддерживает идею своих коллег: "Конечно, это практика нужна. Наверное, вопрос назрел. Любому обществу нужно, чтобы граждане имели гарантии на своей работе и в жизни. Я много раз видела, как это работает в США".
"Меня случайно не обвинят в harassment, что мы вот так рядом стоим?"
Впрочем, сравнение с США в данном случае играет не только на пользу законодательной инициативе единороссов. "Там действительно доходит до абсурда, - поделился с "Коммерсант FM" председатель комитета Госдумы по охране здоровья, член ЛДПР Сергей Калашников. - Я могу поделиться из собственной практики, это произвело на меня неизгладимое впечатление. Как-то я фотографировался с министром здравоохранения США, она меня пригласила в гости, это было давно достаточно, и мы стояли рядом, и я говорю, пошутил по-русски: "Меня случайно не обвинят в harassment, что мы вот так рядом стоим?" - это была с моей стороны шутка. Она отпрыгнула от меня, и еле удалось замять небольшой такой частный скандальчик".
Впрочем, по словам депутата, эта тема достойна обсуждения в Госдуме. Впрочем, пока что о принятии закона говорить рано: "20 сентября прошли парламентские слушания о насилии в семье, и это как одна из частей домогательства. И пока все сосредоточено вокруг того, что необходимо, прежде всего, обеспечить ненасилие в семье… Предлагается сделать это, чтобы, допустим, органы прокуратуры могли рассматривать это как общественное неблагоприятное явление, деяние, и возбуждать уголовные дела по самому факту, без заявления потерпевшей. Что же касается сексуальных домогательств, то, что в англоязычных странах носит название harassment, здесь, конечно, есть много проблем".
На проблемы в беседе с "Коммерсант FM" указала политик Ирина Хакамада. Она призналась, что имела негативный опыт харассмента, однако считает, что в этой сферу Думе лучше не вмешиваться.
"Мы придем к тому, что нация, в которой и так, в общем-то, больше пошлости, чем секса, станет совсем асексуальной", - считает Хакамада. По ее мнению, сложность в вопросе определения наказания за харассмент, как и за насилие в семье, состоит в том, что женщине сложно что-то доказать. Не каждая пострадавшая готова выносить проблему на публику и добывать доказательства. К тому же трудной задачей представляется определение границ дозволенного: что является "шуткой", как в вышеописанном случае из жизни депутата от ЛДПР, а что - домогательством. И, судя по всему, Хакамада считает, что подобных препятствий достаточно для того, чтобы не браться за решение этой проблемы.
"Какие домогательства, я не понимаю? Какие? Я, например, в самой Государственной думе наблюдала: первый, кто получит исправительные работы - это Жириновский, когда он во время дебатов что-нибудь очередное скажет про русских женщин, какие они, такие и сякие… Поэтому я не знаю, как этот закон будет работать - это тогда будет пустое времяпрепровождение", - заявила политик.
В движении "Роснахал" в свою очередь отмечают, что о запугивании мужчин речи не идет - нужно, действительно, четко определить, что является дозволенным, а что - нет. "В связи с публичностью действий доказывание требует свидетельств. То есть либо свидетелей, либо иных подтверждений (например, аудио-, видеозаписи). Таким образом, довод о том, что мужчина не сможет даже спросить девушку в 2 часа ночи, как пройти в библиотеку, в данном случае некорректен", - отмечают активисты.