В уголовном деле бывшего начальника московского метро Дмитрия Гаева, подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, могут появиться новые эпизоды. Как сообщил в пятницу источник РИА "Новости" в следственных органах, такое предположение можно сделать из материалов в отношении Гаева, которые направлены из Генпрокуратуры.
В четверг официальный представитель Следственного комитета при МВД РФ Ирина Дудукина сообщила о возбуждении в отношении Гаева дела о злоупотреблении полномочиями (часть 1 статьи 201 УК РФ). Его подозревают в незаконном получении более 100 миллионов рублей за патент на систему оплаты проезда в метро. Санкция статьи предусматривает до четырех лет лишения свободы.
Как сказал источник информагентства в следственных органах, есть материалы, свидетельствующие о превышении полномочий и в ряде других сфер деятельности метро.
По словам представителя СК, дело возбуждено по результатам доследственной проверки, которая длилась месяц. На допрос Гаев пока не приходил в связи с болезнью.
Обвинение Гаеву еще не предъявлено, он пока находится в статусе подозреваемого. Сам Гаев сообщил, что узнал о возбуждении уголовного дела из СМИ и отказался комментировать эту информацию. Ранее он утверждал, что не понимает, какие претензии к нему могут быть у Генпрокуратуры.
Дмитрий Гаев, управлявший московским метрополитеном с 1995 года, лишился поста 7 февраля - как сообщалось, он уволился "по собственному желанию". Вопрос о его увольнении подняла Генпрокуратура, выявившая у шефа метро многомиллионных незаконных доходов. Правоохранительное ведомство рекомендовало мэру Москвы отправить Гаева в отставку. Вместо Гаева столичное метро теперь возглавляет Иван Беседин - экс-руководитель Калининградской железной дороги.
Гаев, как утверждают прокуроры, создал в столичном метрополитене целую систему личного обогащения. В результате ГУП "Московский метрополитен" и его собственнику - правительству Москвы - был причинен ущерб на сумму свыше 112 миллионов рублей. Сам экс-начальник подземки отказался комментировать эту информацию. Адвокат Гаева уверяет, впрочем, что срок давности по данной статье Уголовного кодекса уже истек, пишет "Независимая газета".
Прокурорская проверка установила, что Гаев "при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения". Генпрокуратура пришла к выводу, что начальник метрополитена создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия.
По данным Генпрокуратуры, используя полученные за счет средств госпредприятия результаты, Гаев стал патентообладателем и с 1999 года получил в общей совокупности 112 млн рублей дохода от возглавляемого им предприятия. Правда, в течение более чем 10 лет. Как стало известно, Гаев незаконно продолжал получать доход по лицензионному договору в период прекращения действия патента с 17 января 2003 года по 22 ноября 2004 года в связи с неоплатой пошлины за поддержание патента в силе.
Как выяснилось, после возобновления правовой охраны патента в 2004 года Гаев не довел до сведения правительства Москвы информацию о сделке, в совершении которой имелась его личная заинтересованность. В ходе проверки выявлены и другие нарушения, свидетельствующие о "наличии корыстного интереса Гаева и других руководителей ГУП "Московский метрополитен", отметили в прокуратуре.
Во время проверки также выяснилось, что Генпрокуратура подозревает руководство метрополитена в необоснованной компенсации тарифов на перевозку пассажиров за счет их повышения. По предварительным данным, руководство предприятия заключало договоры, негативно влияющие на формирование тарифов на перевозку пассажиров, и необоснованно компенсировало их за счет роста тарифов на перевозку пассажиров. По официальным данным, годовая выручка московского метро составляет около 50 млрд рублей.
Кроме того, по версии надзорного ведомства, метрополитен необоснованно устанавливал дополнительные требования к участникам торгов, "приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников".
Так, сообщала прокуратура, в 2008-2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 миллионов рублей, по страхованию - 70 миллионов рублей.
В нарушение закона "О защите конкуренции" московский метрополитен отбирал организации, оказывающие перечисленные услуги, "без проведения открытых торгов".
Контрольно-счетная палата столицы, со своей стороны, за последние три года выявила в работе метро нарушений на 3,3 миллиарда рублей.
По данным СМИ, за время работы начальником метрополитена Гаев приобрел пять дорогостоящих автомобилей для собственного пользования, еще три машины он купил для своих детей. В том числе в автопарке Гаева три джипа Chevrolet Tahoe, Lexus LS 600 и Chrysler 300С.
Впрочем, первый зампредседателя комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев не уверен, что дело дойдет до суда. Хотя Груздев и отмечает, что такие преступления, когда выгодополучатель вполне понятен, расследуются достаточно просто. Похоже, все прекрасно понимают, отмечает "НГ", что события вокруг отставного главы метрополитена связаны не столько с проблемами неправильного получения патента на турникеты, сколько с трудной работой нового столичного мэра Сергея Собянина по взятию под его полный контроль главного города нашей страны.