Как утверждает недавно эмигрировавший на Запад майор ФСБ Алексей Потемкин, якобы в ходе этой спецоперации в селе Новые Атаги были убиты шесть сотрудников госпиталя международного Красного Креста Сначала спецназ уничтожил группу чеченских боевиков, после чего бойцы получили приказ проверить находившийся в местной школе госпиталь
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Как утверждает недавно эмигрировавший на Запад майор ФСБ Алексей Потемкин, якобы в ходе этой спецоперации в селе Новые Атаги были убиты шесть сотрудников госпиталя международного Красного Креста
svobodanews.ru
 
 
 
Сначала спецназ уничтожил группу чеченских боевиков, после чего бойцы получили приказ проверить находившийся в местной школе госпиталь
НТВ
 
 
 
Ворвавшись туда, спецназовцы приняли спавших там сотрудников Красного Креста за боевиков и открыли по ним огонь
НТВ

Бывший офицер ФСБ в интервью британской газете The Times рассказал о тайной операции секретного подразделения спецслужб, проведенной в конце 1996 года в Чечне. Как утверждает недавно эмигрировавший на Запад майор ФСБ Алексей Потемкин, якобы в ходе этой спецоперации в селе Новые Атаги были убиты шесть сотрудников госпиталя международного Красного Креста, в том числе граждане Канады, Испании, Голландии, Норвегии и Новой Зеландии. Официально российские власти обвинили в преступлении чеченских боевиков.

Как заявил Потемкин, он сам был одним из участников опергруппы спецназа ФСБ, состоящей из 14 человек, и лично принимал участие в этой операции, передает радиостанция "Свобода". По словам бывшего офицера ФСБ, диверсионной группой командовал капитан Севастьянов. Сначала спецназ уничтожил группу чеченских боевиков, после чего бойцы получили приказ проверить находившийся в местной школе госпиталь. Ворвавшись туда, спецназовцы приняли спавших там сотрудников Красного Креста за боевиков и открыли по ним огонь.

- The Times, побеседовав с Потемкиным, вскрыла кризис в российских спецслужбах

В качестве доказательства Потемкин предоставил британскому изданию расшифровку радиопереговоров диверсионной группы "Заслон" с центральным командованием. В расшифровке под кодовым обозначением Трофим проходит начальник диверсионной группы капитан Севастьянов. Синеглазкой в стенограмме называют Потёмкина, который тогда был лейтенантом и с тыла прикрывал группу. На сленге участников боевой операции "трехсотый" - это раненый, а "двухсотый" - убитый.

Радио "Свобода" публикует отрывок из расшифровки переговоров: "Центр, Центр! Вашу мать... "Синеглазка", прикрывай, мы с проблемами, выходим. У нас трехсотый. В школе не "духи"! Центр, что за херня? Там вообще не русские были! Кто это был? Центр, у них двухсотые... Три точно есть. Как понял меня? У них передатчик не наш, орали не по-нашему...
- "Трофим", как не "духи", а кто? Вы кого там положили? Персонал? Вы что, "чехов" от людей разучились отличать? Документы "духов" с собой? Часть выкини, понял? В поселке .. Как понял меня?
- Понял, понял, "Центр", сделаем... "

Как утверждает Потемкин, в результате спецназовцы разбросали в госпитале документы убитых ранее чеченцев, чтобы создать видимость нападения боевиков. Расследование по убийству не проводилось, и дело было замято. Как считает The Times, если теперь убийство персонала госпиталя Красного Креста в Чечне все же удастся расследовать, родственники погибших смогут подать судебные иски к России.

Закаев уверен, что акция была спланированной

Ранее версию о том, что убийство совершили российские военные, выдвигал Ахмед Закаев. Как заявил чеченский сепаратист в интервью радиостанции, правоохранительные органы Чечни раскрыли это преступление еще в 90-х. По его словам, генпрокуратура Чечни неоднократно обращалась к российской стороне с просьбой расследовать инцидент в Новых Атагах. Как убежден Закаев, преступление было не случайным, как утверждает Потемкин, а спланированной акцией. По мнению Закаева, Потемкину невыгодно говорить правду, так как получится, что он участвовал в заведомо запланированной операции против гуманитарной международной организации.

Как уверен Ахмед Закаев, никакого международного скандала в связи с разоблачениями Потемкина не будет. Никто России предъявлять никаких претензий по поводу этого преступления не будет. Скорее всего российские власти обвинят перебежчика, что он, чтобы получить политическое убежище в Европе, эту историю выдумал.

Рыбкин: расследовать убийство было тогда невозможно

Российский политик Иван Рыбкин, который в середине 90-х годов занимал пост руководителя Совета безопасности России и заместителя председателя правительства России по делам Чеченской Республики, утверждает, что расследование убийства в селении Новые Атаги тогда было невозможно. По мнению Рыбкина, сейчас тоже организовать результативное расследование событий 15-летней давности нельзя.

По словам Рыбкина, тогда Совбез пытался выяснить правду, но единственное, к чему пришли члены делегации переговорщиков с чеченской стороной, - что это была некая акция устрашения. Кто за ней стоял, выяснить было невозможно.

Как отметил Рыбкин, расследование велось в сложных условиях. Тогда активно мешали мирному процессу в Чечне. Мир в Чеченской республике был невыгоден, добавил политик, и врастание в мир давалось крайне тяжело. Отсюда и дискредитация участников переговорного процесса всяческими методами и способами, пояснил Иван Рыбкин.

На вопрос, могли ли убийство в Новых Атагах совершить представители российских спецслужб, Рыбкин ответил, что ему трудно сказать. Как отметил политик, он всегда говорил, что при анализе ничего и никогда не исключал.

Как сообщил радиостанции руководитель отдела по связям с общественностью делегации Международного комитета Красного Креста в России, Белоруссии, Молдавии и на Украине Юрий Шафаренко, представители организации намерены встретиться с российскими властями и еще раз обсудить трагедию, произошедшую в Новых Атагах.

Как со своей стороны, отметил сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов, работавший в том числе в селе Новые Атаги, заявления Потемкина имеют мало общего с реальностью и не соответствует тому, что известно вообще и об этом эпизоде, и об обстановке на территории Чечни, в ее южных районах в конце 1996 года.

Как считает Черкасов, так как тогда шла предвыборная кампания по выборам президента независимой Чеченской республики Ичкерия, если бы были хотя бы малейшие свидетельства того, что российские силовые структуры продолжают действовать на территории Чечни, это было бы несомненно использовано. По данным Черкасова, хотя Потемкин говорит о том, что они разбросали по больнице документы чеченцев, в действительности никаких документальных доказательств найдено не было.